Зачем создают Интернет-инкубаторы?
Такая форма бизнеса, как Интернет-инкубаторы, на первый взгляд мало отличается от венчурных фондов. Разница заключается в целях, которые преследуют создатели Интернет-инкубаторов, и в характере взаимоотношений между инвестором (фирма-инкубатор) и инвестируемой организацией ("выращиваемый" проект). Традиционный инвестор вкладывает деньги в компании преимущественно с целью получения прибыли. Цели, которые преследует Интернет-инкубатор, вкладывая средства в перспективный с его точки зрения проект, гораздо разнообразнее, и в ряде случаев о получении прибыли вообще не идет и речи.
Другое отличие состоит в том, что инкубатор обычно не ограничивается только инвестированием денег в проект, но и предоставляет инфраструктурную поддержку. Дело в том, что инкубаторы обычно создаются Интернет-компаниями (вот еще одно отличие от привычных схем - обычный инвестор, как правило, работает совсем на другом рынке, чем инвестируемая компания), которые порой сами не прочь поживиться плодами работы своих подопечных. Для Интернет-компании не составляет труда предоставить команде, которую она берет под крыло, например, свои каналы доступа в Интернет (так, кстати, достигается и экономия средств - в противном случае пришлось бы отдавать деньги провайдеру). Таким образом действует Интернет-инкубатор известной компании Lycos, использующий для поднятия посещаемости сайтов своих "питомцев" возможности собственного портала. Это может обеспечить миллионы дополнительных посетителей тем сайтам,в котороые вложил деньги Lycos.
Один из первых Интернет-инкубаторов был создан компанией Bertelsmann в сентябре 1998 года. Немецкий медиа-гигант образовал Bertelsmann Ventures, независимую инвестиционную группу, полностью субсидируемую Bertelsmann и возглавляемую ее вторыми лицами. Эта группа планомерно вкладывает деньги в те проекты, которые представляют потенциальную угрозу для Bertelsmann. К настоящему времени под частичный контроль Bertelsmann Ventures перешли 5 сетевых проектов Интернет-коммерции, в каждый из которых планируется вложить от $3 до $8 млн., получая при этом 10% прибыли от каждой компании. Таким образом, инкубатор может послужить элегантным средством обезвреживания потенциальных конкурентов.
Еще один плюс создания Интернет-инкубатора - постоянная подпитка собственной деятельности новыми идеями. Наличие в структуре компании инкубатора дает ей некоторую фору перед конкурентами, поскольку она может позволить себе развивать бизнес в нескольких направлениях, перспективы которых неясны, не затрачивая при этом больших средств. Многие финансируемые проекты могут оказаться бесперспективными и быть закрытыми, принеся лишь убытки. Но некоторые идеи, скорее всего, сумеют доказать свою жизнеспособность и начнут приносить прибыль. В этом случае компания-инкубатор может спокойно купить этот бизнес целиком (причем по дешевке) и получить гарантированную отдачу от вложения средств. А конкурентам придется закладывать подобные проекты с нуля, оплачивая полную их стоимость.
Кроме того, такая структура, как инкубатор, позволяет покупать крупные доли в начинающих фирмах, не вводя их в свою структуру. Зачем это нужно? А затем, что зачастую убытки небольших купленных фирм серьезно портят финасновые показатели основной компании. Создав Интернет-инкубатор, можно приобретать большие пакеты акций в интересных ей организациях и не делать их частью головной компании.
Все вышесказанное относится скорее к общемировому опыту, чем к опыту нашей страны. В российских условиях идея Интернет-инкубатора, как и многие другие идеи, приобрела несколько иной вид. Во-первых, если в США, например, Интернет-инкубатор предназначен для "выращивания" пусть небольших, но уже работающих компаний, то в России инкубаторы создаются для поддержки команд энтузиастов, у которых ничего своего, кроме головы на плечах, нет. Во-вторых, в мировой практике Интернет-инкубатор обычно является той компанией, которая будет пожинать плоды работы инвестируемой фирмы. Наши инкубаторы ставят себе целью "спустить проект на воду" и отстраниться от дальнейшего участия в его работе (продать его другому инвестору). Так, например, поступает компания A.Partners, которая работает как гибрид инкубатора и консалтингового агентства. Для своих питомцев - команд с перспективными, на ее взгляд, идеями - компания в течение нескольких месяцев предоставляет денежное обеспечение и условия для работы взамен на долю в проекте. За это время проект должен быть запущен. Параллельно специалисты A.Partners разрабатывают для своих подопечных бизнес-план и находят инвестора, которому и продают свою долю в проекте.
Как бизнес, Интернет-инкубаторы, видимо, очень перспективны. Недаром в последнее время появилось несколько таких структур, образованных не компаниями, а отдельными топ-менеджерами Интернет-компаний. Это связано с тем, что спрос на новые проекты сейчас превышает предложение. По словам представителей компании A.Partners, недостатка в инвесторах для своих питомцев они не испытвают.