Разделы

Документооборот

Владимир Андреев: Курс рассчитан на людей, которые знают, что такое СЭД

Российский рынок СЭД переживает сейчас активную фазу роста. Внедрения различных решений проводятся во многих организациях, принадлежащих разным отраслям экономики и разным масштабам бизнеса. Вместе с тем, как отмечают игроки отрасли, процент неудач при внедрении СЭД остается большим. Как обеспечить грамотную автоматизацию делопроизводства? Этому будет посвящен специальный курс президента компании "Доксвижн" Владимира Андреева, о котором он рассказал CNews.

CNews: Почему появился этот курс? Это необходимость, вызванная текущим состоянием отрасли?

Владимир Андреев: Курс "Создание корпоративной системы автоматизации документооборота" сформировался как итог анализа отрасли СЭД в России и функциональности представленных ее игроками приложений. У нас накопилось достаточно много информации и представлений о том, как должна быть устроена корпоративная система документооборота. На ее основе можно выстроить некоторую модель, которую, на мой взгляд, имеет смысл предложить сообществу в качестве одного из успешно работающих вариантов. Я считаю, что создание курса было необходимым на сегодняшнем этапе развития рынка СЭД в России по двум причинам. Во-первых, сегодня наша отрасль достаточно плохо оснащена в методическом смысле - например, нет тезауруса, четкого порядка терминов, что приводит не только к путанице в понятиях у потребителей, но и у самих вендоров. Поэтому нам бы хотелось передать сообществу ту модель, которую мы уже составили сами для себя, чтобы на ее основе хотя бы начать формировать этот самый глоссарий.


Владимир Андреев: Освещаемая в ходе курса проблема достаточно актуальна сегодня, а сам подход должен заинтересовать участников

К сожалению, отмечу, что попытки сделать это не силами одной компании, а с помощью сообществ, пока, по сути, ни к какому результату не привели в силу того, что консолидация сообщества вендоров СЭД довольно слабая. Есть некоторые подобные проекты, и они движутся в правильном направлении, но мы решили не дожидаться их результатов, а сделать это самостоятельно, поскольку подобный курс читался нами несколько лет назад в учебном центре нашего партнера, компании Digital Design, но мы поняли, что в традиционном виде в аудиториях проводить такие занятия неэффективно и два года назад отказались от этого. Это связано с тем, что количество слушателей очень невелико. Поэтому мы пришли к мысли о размещении курса онлайн, чтобы обеспечить комфорт обучающихся, которые смогли бы посмотреть его в любое удобное время.

CNews: Таким образом вы обратились к формату вебинара. В чем вы видите преимущества и недостатки такого формата обучения? Как вы планируете оценивать эффективность курса среди слушателей?

Владимир Андреев: Безусловно, я считаю вебинары очень удачной формой проведения обучающих семинаров, поскольку это на порядок доступнее и по финансам, и по уровню удобства для слушателей. Я лично сам смотрю западные и отечественные вебинары, поэтому могу утверждать, что это очень эффективное решение, которое, на самом деле, мало уступает общим курсам в силу того, что здесь также есть интерактивность, возможность задавать вопросы, демонстрировать рабочие примеры на компьютерах и так далее. Единственный недостаток – сложности с организацией проведения лабораторных работ и практикумов, однако для этого курса данный момент не является принципиальным.

Оценивать эффективность курса мы будет по его посещаемости – если он будет интересен и популярен, значит, наша цель достигнута, а если нет – значит, мы ошиблись с темой. Тем не менее, я думаю, что освещаемая в нем проблема достаточно актуальна сегодня, а сам подход – не узкопрофильный, не связанный с конкретным продуктом, должен заинтересовать участников. Кроме того, у вебинара помимо онлайн-аудитории есть и офлайн-участники, которые могут посещать лекции и семинары после их проведения, просматривая записи вебинаров на своих компьютерах. Я думаю, что сама по себе онлайн-аудитория не будет очень большой, тем не менее сейчас уже около 60 человек записалось на первое занятие, хотя активного продвижения этого курса пока не проводилось. Замечу, что другие фирменные курсы "ДоксВижн" на 70% проводятся в интернете - это курсы по внедрению продукта, по настройке и так далее. Мы также проводим вебинары по самым базовым темам с партнерским сообществом. Например, у нас в этом году партнерский форум уже начался, его первая часть проходит в форме вебинаров: по разным темам сейчас идут более тридцати вебинаров, которые предваряют основную сессию партнерского форума.

CNews: На какую аудиторию рассчитан курс? Кому он может быть полезен в наибольшей степени?

Владимир Андреев: Прежде всего, курс рассчитан на людей, которые принимают решения о том, какую СЭД выбирать, и что она должна делать. Данная аудитория разнородна - это может быть и предметный специалист, допустим, руководитель общего отдела или административного аппарата, это может быть ИТ-специалист, который отвечает за внедрение системы документооборота, также это может быть и просто человек, который интересуется ИТ, который хочет сориентироваться в проблематике, потому что курс имеет такое методическое направление. Наша задача - показать место и основные функции СЭД в оперативно-информационной системе. Фактически мы строим модель, которая разделяет ее на отдельные задачи, показываем, как эти отдельные задачи можно решать различными средствами, и, соответственно, какие для этого можно выбрать оптимальные программные продукты. Мы не касаемся в курсе конкретных технических деталей, потому что учебная программа не ориентирована на знания программирования или ИТ-инфраструктуры.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Сам курс представляет собой по продолжительности семестр лекций, в ходе которых мы будем вводить все используемые термины, при этом позволяя аудитории понять саму проблематику. Его участники смогут самостоятельно выбрать то, что им стоит слушать, поскольку в нем будут разделы разной степени технического содержания. Помимо этого, начальная часть является фактически методологической и не касается нюансов собственно внедрения, а скорее бизнес-проблематики. Сегментирование курса позволяет построить его так, что определенные темы, допустим, вопросы, связанные с моделированием бизнес-процессов, которые маловероятно будут интересны предметным специалистам, а больше ИТ-сотрудникам, могут быть опущены, равно как и темы, касающиеся общей ИТ-инфраструктуры и место СЭД в ней. В то же время там будут лекции, которые посвящены вообще общему концепту BPM: бизнес-процессам, менеджменту, директивному управлению, проектному управлению и, собственно, реализации документооборота. Поэтому это, скорее, уже бизнес-проблематика, которая интересна, на мой взгляд, всем и, в первую очередь, руководителям. Наш опыт показал, что лучше сегментировать курс, чтобы люди могли отобрать контекст, который им интересен в рамках их компетенции.

Курс делится, по сути, на четыре больших блока. Первый блок – общеметодический, в котором вводятся понятия, описывается место СЭД, производится обзор основных продуктов, которые присутствуют на рынке. Второй блок связан с собственно функциями СЭД. Он разбит на десять лекций, каждая из которых посвящена отдельной проблематике: работе с картотекой, структуризации контента, маршрутизации и так далее. Третий блок – сугубо системный, который описывает общие проблемы, связанные с масштабированностью, с интеграцией приложений, с безопасностью решений и так далее. И четвертый блок посвящен методике внедрения. Я считаю, что первый блок очень важен, потому что там будет введена терминология, которая будет дальше уже иллюстрироваться на примерах. Остальные блоки нужны, в свою очередь, разного рода специалистам: допустим, блок функциональности – предметным специалистам, системные требования – скорее, ИТ-экспертам, и внедрение – руководителям проектов. Но, на мой взгляд, всем этим группам полезно будет знать в целом, о чем идет речь, чтобы как-то между собой договариваться.

Сейчас среди зарегистрировавшихся на курс много и партнеров "ДоксВижн", и клиентов, причем не только из Питера и Москвы, но и из регионов. Последнее объясняется тем, что за пределами двух столиц чувствуется некий дефицит информации.