Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Системы планирования производства: APS задавит MRP II?

Развитие концепции управления цепочками поставок было продиктовано растущими требованиями к своевременности и полноте выполнения заказов клиентов. Это привело к необходимости создания автоматизированного инструментария для аккуратного и оперативного планирования как внутри каждого звена отдельно, так и всего процесса в целом. Интегрированные решения APS пошли в наступление на сторонников методологии MRP II.

Компании разные – проблемы одни

Несмотря на специфику различных предприятий, существует много проблемных областей, общих для всех организаций. Одна из них - несвоевременные и неточные поставки. Растущая конкуренция диктует необходимость постоянного увеличения уровня сервисного обслуживания клиентов. Это означает, что товар надлежащего качества в надлежащем количестве должен быть поставлен в надлежащее время и в надлежащее место. Только выполняя все эти условия, предприятие получает то, что в западной литературе носит название “идеальный заказ”. Несоответствие поставки одному из этих критериев повлечет за собой неудовлетворенность клиента. Неоднократное нарушение условий поставки - и клиент уходит к конкурентам.

Еще одна проблема - нерациональное использование мощностей. В подавляющем большинстве случаев производственное оборудование - сложное и, соответственно, дорогое. Соответственно, существует потребность высоких показателей оборачиваемости основных активов при соблюдении необходимых условий его эксплуатации. Что из этого следует? Казалось бы, прежде всего, это требования к высокой загрузке мощностей. Но работа в режиме "аврала" - далеко не положительная характеристика производства. Обычно за этим следует спад вплоть до следующего "аврала". Нередки случаи, когда лишь некоторые ресурсы работают в постоянном "авральном" режиме "на износ", тогда как остальные ресурсы, связанные с ними товарно-материальным потоком, простаивают. Из этого возникает проблема неправильного или неточного определения (или его отсутствия) и обслуживания "узких мест" производства. Поэтому корректнее было бы говорить не о "высокой загрузке", а о ритмичности производства.

Работа в режиме аврала не является положительной характеристикой производства. Обычно за этим следует спад
Работа в режиме аврала не является положительной характеристикой производства. Обычно за этим следует спад

Наконец, не менее серьезная проблема - отсутствие интегрированной цепочки поставок, то есть координации подразделений внутри компании, а также участников процесса за её рамками. В особенности это касается отделов, связанных со сбытом, продажами, производством, закупками и их соответствующими контрагентами. Хотя бы раз, но каждой производственной компании приходилось переносить сроки выполнения заказа из-за того, что необходимых материалов и комплектующих нет на складе или поставщик не может поставить товар в срок из-за несвоевременности размещения заказа. Это может быть вызвано неиформированностью отдела снабжения как о потребностях производства, так и о временных и транспортных ограничениях поставщика. Также нередко возникает ситуация, когда сбытовики принимают заказ клиента и утверждают даты, не принимая в расчет возможности производства.

Все вышеперечисленные проблемы являются лишь малой толикой тех вопросов, которые стоят перед современной производственной компанией. Естественно, что они взаимосвязаны и вытекают одна из другой, создавая таким образом целый комплекс задач. Не имея обобщенного представления о цепочке поставок, невозможно запустить своевременные и точные наряд-заказы в производство, заказать товары у поставщика и, как результат, своевременно поставить товар. Поэтому неудивительно, что точечное решение данных проблем по отдельности может не дать желаемых результатов. Проблемы с клиентами? Усиливаем отдел сбыта. Недостаточная загрузка мощностей? Увеличиваем утилизацию и производим на склад. Несвоевременные поставки сырья и материалов? Требуем от отдела снабжения своевременной поставки любой ценой. Выбирая только одну проблемную область, компания собственноручно загоняет себя в логический тупик. Необходимо увидеть задачу компании в целом, на более высоком уровне, а не искать "корень зла" в конкретном подразделении. Необходимо создать некую связующую нить, которая позволит объединить разрозненные звенья цепочки поставок.

Связующая нить существует

Возникает вопрос – что может обеспечить связь? Ответ прост и очевиден - планирование. Причем планирование сквозное. Зачастую на предприятии есть целые подразделения, занимающиеся планированием. И каждый отдел создает свой план, видит и стремится выполнить только его. Это порождает противоборство и конкуренцию внутри самой компании. Грубо говоря, финансисту нужна прибыль, сбытовику – реализация, производственнику – оптимальная утилизация. Отсюда вытекает необходимость создания интегрированной системы планирования, которая могла бы объединить разрозненную плановую информацию по всем подразделениям, гибко учитывая при этом всё многообразие факторов сложного производства.

Почему HDD и SSD не подходят для долговременного хранения?
Цифровизация

Обычно создание такой системы проходит в два крупных этапа: описание, анализ, пересмотр соответствующих бизнес-процессов и построение новых, обеспечивающих достижение стратегических целей компании и выбор, внедрение инструментария, позволяющего создать интегрированную среду для планирования. К сожалению, на сегодняшний момент, принимая решение о внедрении чего бы то ни было, о первом пункте зачастую забывают. И все продолжают и продолжают "автоматизировать хаос".

А первый этап в данном случае просто необходим. Он нужен для того, чтобы понять, какие проблемы в цепочке поставщик–снабжение–производство–сбыт–клиент существуют, оценить их первопричины и взаимосвязь, понять, что необходимо для их комплексного решения. Но даже после такой сложной работы, когда предприятие готово к внедрению, остаются проблемы, характерные для второго этапа.

Проблема выбора

Модули планирования, входящие в состав ERP-решений, чаще всего базируются на методологии MRP II ( Manufacturing Resource Planning). Исходя из MRP II, процесс планирования выглядит так: на основе входящей информации о потребностях в готовой продукции на определенные даты планируется потребность в материалах и полуфабрикатах (Material requirements planning – MRP). После чего, исходя из полученной информации о необходимом количестве и датах выпуска готовой продукции (независимый спрос) и полуфабрикатах (зависимый спрос), формируется план загрузки мощностей (CRP - Capacity Requirements Planning). Далее, в соответствии с ограничениями по мощностям, пересматривается основной объемно-календарный план производства, после чего процедуры MRP и CRP повторяются итеративно до тех пор, пока объемно-календарный план не будет согласован с ограничениями по мощностям.

Автоматизация против хаоса: как навести порядок в производственном графике
Цифровизация

Заметим, что MRP II ориентирована на планирование производства и закупок и не рассматривает всю цепочку поставок в целом. Плюс ко всему, системы с использованием MRP II характеризуются большими временными затратами на процесс планирования, что делает невозможным оперативно и своевременно отреагировать на изменения.

Эти и многие другие факторы продиктовали необходимость создания совершенно иного расширенного подхода к планированию не только производства, но всей цепочки поставок в целом. Он нашел свою реализацию в системах под названием APS (Advanced Planning and Scheduling) - системы синхронного планирования производства.