ПО для ресторанов: прибыль принесут регионы
В настоящий момент рынок ПО для ресторанного бизнеса прочно оккупировали российские разработчики. Основной спор идет между решениями на базе "1С" и "оригинальными" продуктами. Однако осознанное отношение рестораторов к установке таких систем только формируется, объем черного рынка достаточно велик, степень автоматизации предприятий в регионах низкая, а ведущие мировые бренды не оставляют попыток реванша. Перспективы здесь выглядят интригующе.Учитывая то, что лидеры прочно закрепились на рынке, а также постоянно совершенствуют свои продукты и демонстрируют гибкость и способность к интеграции, можно предположить, что в будущем рынок будет продолжать развиваться также в двух направлениях.
К осознанному выбору
Разработчики признают, что осознанное решение владельцами и руководителями бизнеса чаще принимается только уже при выборе второй системы. При внедрении первого ПО для автоматизации компании пока учатся на собственном опыте, а при выборе поставщика руководствуются степенью "раскрученности бренда" и оценкой коллег. Кроме того, основным критерием отбора, особенно в регионах, становится цена, которая в настоящий момент является основным преимуществом решений на базе "1С".
Тем не менее, эксперты рекомендуют в первую очередь выбирать исходя из конкретных особенностей бизнеса, а также его перспектив. То, как будет работать предприятие, должно быть в мелочах продумано и прописано в техническом задании. Именно в возможностях, которые дает программное обеспечение для каждой из функций ресторана, кроются особенности различных продуктов. А если, кроме всего прочего, руководствоваться стратегическим пониманием бизнеса и представлениями, как этот бизнес будет выглядеть через несколько лет, – тогда создаваемая на данный момент система автоматизации будет готова к тому, чтобы через некоторое время быть модифицированной и дополненной новыми модулями с наименьшими затратами.
Часто клиенты в регионах ключевым фактором при выборе ПО считают наличие поблизости сервисных служб, что опять же играет на руку решениям, работающим на базе "1С". Тем не менее, некоторые эксперты полагают, что сейчас это скорее стереотип, чем необходимость, а процесс обслуживания может проходить и удаленно. "За два последних года работы не было случая, чтобы нам приходилось куда-то выезжать, - говорят в компании РСТъ. - Все проблемы можно решить на основе использования возможностей современных коммуникационных систем с использованием удаленного доступа".
Точки роста
Разработчики предлагают версии своих продуктов для разных сегментов ресторанного бизнеса – фаст-фудов, небольших кафе, кофеен, концептуальных ресторанов, развлекательных комплексов с бильярдами, боулингами и т.п. Каждый из сегментов имеет свою специфику, которую хорошо знают поставщики программ.
Разработчики любят рассказывать истории о том, как после автоматизации кафе где-нибудь в глубинке к большому удивлению хозяев прибыль возрастала в разы
Последнее время отмечается активный прирост клиентов из сегмента корпоративного питания. Производители ПО адаптируют свои решения под его задачи или даже создают новые. Например, система Lillo, по словам представителей разработчика продукта - компании "Сервис Плюс" - интересна в первую очередь именно для корпоративных столовых на крупных промышленных комбинатах и в бизнес-центрах, "там, где несколько десятков юридических лиц обслуживаются каждый по своему меню и прайс-листам".
Особый интерес представляют сетевые решения, ведь сети – это наиболее прибыльный и устойчиво расширяющийся формат ресторанного бизнеса. В принципе это тема требует отдельного разговора, но вкратце можно описать ситуацию следующим образом.
На данный момент, отмечает Татьяна Кондратьева, PR-менеджер ВЦ "1С-Рарус", сети в основном автоматизированы: все ведущие разработчики предлагают сетевые решения или сетевые поставки своих продуктов.
"Но в них пока отсутствует автоматизация центрального офиса, то есть функция управления сетью, как единым организмом", - обозначает главную проблему Полина Смирнова, руководитель направления "Индустрия питания и развлечений", "АСТОР". "Особенности сетевых решений лежат в плоскости организации управления, которая достаточно принципиально отличается от управления отдельным предприятием", - уточняет Владимир Сирый. "Основная задача здесь – организация работы центрального офиса и создание эффективной системы репликации (обмена) данными между центральным офисом и предприятиями сети".
Эту задачу призваны выполнить разработки, специально "заточенные" под сети и представляющие собой по сути уже мини ERP-системы. Как продукты такого уровня позиционируют себя, например, системы "РСТъ:Магнатъ" компании РСТъ и "АСТОР:Сеть ресторанов".
Таким образом, перспективы развития рынка ПО зависят от процесса "цивилизации" как рынка программных продуктов, так и самой отрасли общественного питания (особенно в регионах). На данный момент государство декларирует заинтересованность в этом процессе, а у разработчиков есть несколько путей дальнейшего развития. Во-первых, захват "неосвоенных ниш", в том числе потенциала черного рынка, во-вторых, создание высокотехнологичных продуктов для наиболее быстрорастущих сегментов – сетей, рынка корпоративного питания, а в перспективе и других. У игроков здесь есть возможности для маневра и для конкурентной борьбы.
Екатерина Сирина
1Данные по количеству инсталляций предоставлены самими компаниями-разработчиками. По мнению ряда участников рынка, данные, предоставленные компанией "Рарус", завышены.