Разделы

Бизнес

Нацпроект: эксперты спорят об ИТ в медицине

Данные о здоровье российских граждан широко не обнародовались более 10 лет, и лишь в последнее время стали предметом обсуждения, как на уровне профессионалов, так и среди представителей государственной власти. Тем для обсуждения накопилось немало: применение информационных технологий в здравоохранении и совершенствование высокотехнологичной медицинской помощи обсуждались во время круглого стола "ИТ в национальном проекте "Здоровье", организованного CNews.

Первые шаги российского e-health

Первый опыт создания подобной системы был представлен на заседании круглого стола управлением информатизации Пензенской области, где в 2005 году была принята областная межведомственная программа информатизации медицинских учреждений. «Пензенская область не относится к числу богатых субъектов Федерации, тем не менее, здесь большое внимание уделяется здравоохранению. В отличие от других регионов, где традиционно происходит локальная («островная» или «лоскутная») автоматизация, здесь взят курс на комплексный подход к информатизации всей сферы здравоохранения, — прокомментировал ситуацию директор по развитию бизнеса компании InterSystems Виталий Кондратенков. — В настоящее время мы рассматриваем возможность расширения этого проекта вплоть до создания для всего социума региона единой интегрированной управленческой системы, включающей в себя и Минздравсоцразвития, и федеральные агентства, и региональные органы власти, и страховые компании и медицинские учреждения всех уровней. Делать это планируется на основе интеграционной платформы Ensemble компании InterSystems».

Проектом предусмотрено внедрение в ЛПУ области электронных историй болезни, ведение электронного реестра оказанных медицинских услуг, персонифицированного учета медикаментов, формирование статистической и экономической документации в первичном звене и переход к электронному документообороту в регионе. По словам начальника управления информатизации Пензенской области Инны Ашенбреннер, было принято решение остановиться на наиболее простом варианте информатизации — централизованном. В этом случае сопровождение системы осуществляется в одном месте, там же происходят обновление, поддержка и доработка. В фельдшерско-акушерских пунктах не надо устанавливать клиентскую часть, достаточно наличия Internet Explorer. Используемая для ИТ-системы платформа легкая, не требовательна к компьютерному «железу» и проста в сопровождении.

Комплексный подход к автоматизации позволяет собирать и анализировать все виды данных, благодаря чему появляется возможность адекватной оценки ситуации в том или ином регионе. Такое мнение было высказано старшим специалистом отдела системного анализа и проектирования информационных систем компании «Медкор» Еленой Савостиной. Будущее информатизации именно за системами, объединяющими лечебные учреждения первичного звена, территориальные отделения фонда обязательного медицинского страхования и территориальные органы управления здравоохранением.

Сможет ли Россия преодолеть кадровый дефицит в сфере ИТ
Поддержка ИТ-отрасли

Специальное внимание использованию в здравоохранении широких возможностей единых портальных решений и единой системы работы над документами, интегрированной с этими портальными решениями, уделил Владимир Карачаров, менеджер по работе с государственными организациями корпорации Oracle. Опыт компании в области информатизации здравоохранения развитых европейских стран и США показывает, что именно в таком направлении развиваются информационное системы обслуживающие крупные структуры и, в особенности, географически распределенные.

Представители компаний – участников рынка ИТ в медицине были единодушны в одном – пора переходить от слов к делу. Уже сегодня руководители лечебно-профилактических учреждений и региональных органов власти могут начинать информатизацию местного здравоохранения, не дожидаясь распоряжений сверху. При этом наиболее актуальным является внедрение технологии электронных медицинских карт пациента. По словам генерального директора компании «БизнесИнформТехнологии» Алексея Соломатина, сегодня врач-терапевт заполняет порядка 30 различных бумажных форм: лист заболеваемости и посещений, выписки из амбулаторных карт, санаторные карты, направления на госпитализацию, на анализы, – это большая бумажная работа, и, что самое главное, существует огромная проблема дальнейшей читаемости этих записей. Именно поэтому вопрос об электронных записях в медицинской карте становится все более и более актуальным.