Разделы

Наука

МФТИ исполнилось 60 лет

Легендарному вузу, ставшему символом советской науки со всеми ее достоинствами и недостатками, исполнилось 60 лет. Вторая мировая война очень многое изменила в жизни нашей страны. Коснулись эти изменения и сферы образования - еще в годы Великой Отечественной возник Московский инженерно-физический институт, а сразу после - физико-технический факультет МГУ, превратившийся в 1951 году в самостоятельный вуз – легендарный физтех.

Как начинался физтех

В музеи Московского Физико-Технического Института хранится копия письма П.Л. Капицы Г.М. Маленкову от 23 октября 1945 года. В нем Петр Леонидович пишет:

«Товарищ Маленков!
Я Вам рассказывал последний раз о тех попытках, которые предпринимает ряд директоров научно-исследовательских институтов, чтобы создать Физико-технический институт, имеющий основной целью готовить кадры для научных и технических исследовательских институтов. Наша инициативная группа разработала записку, которая должна лечь в основу обсуждения плана этого института. Мы будем просить Кафтанова созвать совещание для обсуждения этой записки в широких кругах ученых физиков. П.Л. Капица».

Замглавы Минпромторга Василий Шпак в интервью CNews: Таких темпов роста нашей электронной отрасли не было никогда
импортонезависимость

Так, всего через полгода после завершения войны и менее чем через три месяца после атомной бомбардировки Японии, появляется «Записка об организации Московского Физико-технического института». Авторы «Записки» пишут, что «опыт мировой войны совершенно изменил представления о роли и значении науки. Наука стала делом такого же значения, как армия и промышленность». Однако, для того что бы начать широкомасштабные исследования нужны были грамотные специалисты, а их не было, так как «вся наша система технического образования рассчитана на создание работника среднего уровня», говорилось в Записке.

П.Л. Капица предлагал создать особое учебное заведение, опираясь на следующие принципы: «1. Специальный отбор по всей стране наиболее способной к научной работе и талантливой молодежи. 2. Привлечение в качестве преподавателей наиболее активных и талантливых ученых. 3. Специальные методы обучения, рассчитанные на максимальное развитие творческой инициативы и индивидуально приспособленные к особенностям каждого учащегося. 4. Обучение на экспериментальной базе наших лучших исследовательских институтов».