Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе Маркет

Государство и бизнес: инновации для завтра

Мероприятие «CNews Forum 2013: Информационные технологии завтра», организованное CNews Conferences 14 ноября, проводится уже в шестой раз. В этом году в ее рамках прочитано более 110 докладов. На пленарном заседании выступили как вендоры, так и заказчики – представители госсектора и бизнеса, которые рассказали об основных трендах и представили свое видение ближайшего будущего в сфере информационных технологий.

Алексей Кулешов: Ключевые проблемы информатизации в госсекторе кроются не в технологиях, а в зрелости управления

Алексей Кулешов, вице-президент компании ОТР, рассказал о наиболее характерных проблемах информатизации в госсекторе, способах их решения и необходимости в жестких требованиях к технике и ПО.

CNews: На ваш взгляд, какие проблемы характерны для процесса информатизации органов государственной власти России?

Алексей Кулешов: Ключевые проблемы информатизации в госсекторе на сегодняшний день кроются не в технологиях, а в зрелости процессов управления. Главная из них встречается практически повсеместно – это нарушение принципа единоначалия в управлении ведомственными ИТ-комплексами.

Децентрализация и несогласованность ведут к потере связи между первоочередными целями и задачами ведомства и приоритетами развития его автоматизации. Если эти приоритеты формируются «на местах» (в функциональных и территориальных подразделениях), то изменения не будут сфокусированы на целях и задачах всего ведомства в целом. В результате совокупный эффект от реализуемых ИТ-проектов для руководства будет значительно ниже ожидаемого. Во многом именно этим и вызвано «разочарование в ИТ», преобладающее сейчас в органах государственной власти.

Следующий момент, вытекающий из разобщенности ИТ-управления, – это многократное дублирование затрат на информатизацию. Стала классикой ситуация, когда одна и та же функция автоматизирована несколько раз в различных информационных системах ведомства. Это ведет к увеличению финансирования на разработку таких ИС, поддержание их в актуальном состоянии с учетом меняющейся нормативной базы, эксплуатацию, сопровождение и аппаратное обеспечение. Яркой иллюстрацией к этой проблеме стала реализация положений Федерального закона № 210-ФЗ в органах исполнительной власти. Тогда в ведомствах одновременно разрабатывалось несколько практически идентичных по функционалу информационных систем для межведомственного электронного взаимодействия и обеспечения предоставления государственных услуг в электронном виде: у каждого функционального департамента – своя.

CNews: Из вашего опыта, каких проблемы можно было бы избежать за счет создания единых жестких требований (методологии, стандартизации, законодательных актов)?

Алексей Кулешов: Постараюсь перечислить некоторые наиболее яркие примеры.

Во-первых, можно было бы избежать классической проблемы неотчуждаемости ПО. Часто встречается ситуация, когда из-за отсутствия требований к процессу разработки ПО, ведомство де-факто становится заложником разработчика. В условиях, когда обеспечивать текущее развитие продукта способен только изначальный разработчик, он начинает диктовать свои условия.

Следующее, на чем хотелось бы заострить внимание, – это качество вводимых в эксплуатацию информационных систем: зачастую в продуктивную среду вводят «сырые» решения, которые нестабильно работают сами и выводят из строя связанные с ними другие ведомственные информационные ресурсы. Причины те же – отсутствие формальных жестких требований к процессам жизненного цикла, к организации разработки, тестированию, приемке в опытную и промышленную эксплуатацию.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Также нужно упомянуть проблему, оказывающую сильное влияние на государственные ИТ-бюджеты, – это децентрализация закупок и ремонта техники и отсутствие единых требований к оборудованию и ПО.

Сейчас практически в каждом ведомстве в эксплуатации находится «зоопарк» техники и ПО. Следствием является кратное удорожание ремонта и обслуживания, большое количество недозагруженных узкопрофильных специалистов, снижение надежности инфраструктуры, увеличение длительности простоев пользователей и недоступности ИС.

Теперь давайте попробуем смоделировать ситуацию, когда в каждом ведомственном госконтракте на разработку ИС прописаны требования к ОС, СУБД, аппаратному обеспечению, на которых эта ИС должна функционировать. Это позволило бы создать единый системно-технологический комплекс, общий для всех ИС и значительно сократить расходы на эксплуатацию.

CNews: Как изменилась ИТ-грамотность чиновников за последние пару лет?

Алексей Кулешов: Я убежден, что информатизацией должен заниматься ИТ-персонал. К сожалению, это далеко не всегда так, и госсектор подвержен этой проблеме больше остальных в силу невысокой привлекательности госслужбы для большинства ИТ-специалистов.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

К чему это приводит? Ошибки системных администраторов приводят к нештатным ситуациям и сбоям ИС, ошибки руководящих сотрудников ИТ влекут непродуманные стратегические решения, что существенно удорожает либо приводит дальнейшее развитие ведомственного ИТ-комплекса в тупик.

Именно поэтому должны существовать четкие требования к опыту и квалификации претендентов на замещение вакантных государственных должностей в области информатизации, а также должна установиться практика независимой аттестации государственного ИТ-персонала.