Фестиваль "демок" - шедевры художественного взлома
В Санкт-Петербурге в пятый раз прошел фестиваль компьютерного искусства Chaos Constructions (СС05). Во всем мире подобные мероприятия именуются Demo-Party, так как главное место на них занимают, так называемые, «демки» – небольшие программы, единственная цель которых - продемонстрировать творческий потенциал программистов, художников и композиторов. Несмотря на заметную историю «демо-сцена» в России пока находится в самом начале своего развития.Demo - Россия
К сожалению, отечественные руководители игровых и софтверных компаний еще не осознали потенциал демо-мейкеров и не спешат поддерживать мероприятия, подобные Chaos Constructions. Все держится на энтузиазме организаторов - в 1995 году состоялся первый Demo-Party Enlight, а с 2000 года проходит фестиваль Chaos Constructions. Все расходы на организацию устроители оплачивают из собственного кармана, деньги от продажи билетов покрывают лишь небольшую часть затрат. Команда организаторов, состоящая из специалистов, работающих в студиях и компьютерных компаниях, пытается привлечь внимание к молодым талантам и дать им возможность заявить о себе. В этом году организаторам Chaos Constructions удалось договориться с командой Assembly и наладить сотрудничество между русскими и зарубежными Demo-Party, на Assembly демонстрировался рекламный ролик CC05, приглашавший в Петербург зарубежных гостей. Эта акция позволила привлечь на CC05 иностранных участников, представивших свои работы.
Работа, отмеченная в номинации ZX Spectrum Graphics.
Опубликована под названием Yes, it's me и ником Pharcide
Параллельно с CC05 шел семинар компании Kenjitsu, посвященный различным аспектам разработки игровых персонажей для NextGen проектов (игр нового поколения). Сама Kenjitsu сотрудничает с крупными зарубежными компаниями, такими как EA, и производит игровой контент. Kenjitsu заинтересована в поиске молодых специалистов, и поэтому руководители компании приняли решение организовать свой семинар, на котором они отвечали на самые различные вопросы начинающих моделлеров. Возможно, в следующем году в рамках CC пройдут также семинары, посвященные и другим аспектам разработки игр (кодингу, гейм-дизайну и прочим). Для российских команд Demo-Party не являются главным стимулом для творчества, но в целом уровень отечественных демо-мейкеров ниже, чем у иностранных.
Что такое “демки” и “демо-сцена”?
Разработка “демок” - процесс очень трудоемкий, и лишь немногие в России способны создать действительно качественную продукцию. К сожалению, на Chaos Constructions 2005 в основных номинациях – ”64k Demo” и “16mb Demo” было представлено только по три работы, и между ними распределились призовые места. Большое количество довольно качественных работ было в других номинациях, Graphics и Music, и, очевидно, именно эти конкурсы будут привлекать новых участников на следующий CC. Интересные RealTime конкурсы (во время фестиваля участникам предлагалось выполнить задание за несколько часов) в номинациях Music и Coding порадовали довольно качественными и оригинальными работами, хочется надеяться, что в следующем году будет введена также номинация и Graphics в RealTime. Получается, что в конкурсах принимают участие люди, не имеющие непосредственное отношение к “демо-сцене “- дизайнеры, художники, композиторы, никогда не занимавшиеся разработкой “демок”. Однако, нельзя назвать это негативной тенденцией - все-таки, при должном уровне работ, фестиваль CC позволяет новичкам приобрести определенную известность и хорошо себя зарекомендовать. За победу дается всего лишь диплом, но в данном случае ценен не приз, а признание аудитории (в голосовании по каждой работе принимали участие все зрители).
Работа, отмеченная в номинации Graphics – ASCII.
Опубликована под названием Kkolor и ником Diver
Отсутствие серьезных спонсоров у мероприятия ставит под угрозу само ее существование. Из-за недостатка финансирования возник ряд организационных и технических проблем. Проблемы с аппаратурой приводили к задержкам во время показа работ и низкому качеству изображения, показ отдельных работ был затруднен из-за проблем с одним из демонстрационных компьютеров. Даже церемония награждения получилась довольно скомканной – из-за срыва графика некоторые иногородние команды опаздывали на поезд. Само награждение проходило в большой спешке, диплом за первое место победителям пришлось вручать вне очереди, но все равно некоторые не смогли получить заслуженной награды.

Кому все это надо?
Чем же так примечательны эти, на первый взгляд, бесполезные программы? Во-первых, разработка “демки” - очень трудоемкий процесс, требующий серьезных знаний и умения всех членов команды - программиста, художника, композитора. Люди, создающие “демки”, умеют решать сложные технические задачи и использовать возможности компьютера по максимуму. В последнее время, в связи с развитием технологий, роль кодера в создании “демки” немного уменьшилась, основная часть работы перекладывается на художника или дизайнера. Хорошие “демки” могут быть выполнены и без использования сложных эффектов, но если они производят впечатление на зрителя – значит, работа проделана не зря. Музыка также очень важна, синхронизация видео- и аудио ряда - трудоемкий процесс, занимающий много времени. К команде-победительнице какой-либо крупной Demo-Party присматриваются различные игровые студии и компании, занимающиеся производством спецэффектов. У молодых специалистов появляется реальный шанс получить высокооплачиваемую работу. Но многие не бросают любимого дела и по-прежнему делают “демки” для себя.
Хочется надеяться, что в следующем году команда организаторов решит ряд проблем и привлечет к CC06 еще больше внимания прессы и компьютерных компаний.
Антон “TONIC” Кулешов / CNews