Разделы

Работа

Борис Вольфсон: Звезд проще вырастить, чем купить

HeadHunter не только помогает другим компаниям в поиске новых сотрудников, но и активно занимается их подготовкой для собственных проектов. О том, как работает Школа программистов, в интервью CNews рассказали Светлана Гиацинтова, директор по персоналу, и Борис Вольфсон, технический директор HeadHunter.

CNews: В школе программистов HeadHunter в этом году состоялся третий по счету выпуск. Расскажите, как родилась идея такой Школы?

Борис Вольфсон: Достаточно сложно найти готовых технических специалистов под наши, порой специфические, задачи разработки. Осознав, что звезд иногда проще растить под себя, чем «покупать» за большие деньги, мы и организовали Школу программистов HeadHunter.

Наша Школа преследует сразу несколько целей: растит высококлассных специалистов из молодых людей для нас, в первую очередь, и дает возможность реализации преподавательского потенциала наших сотрудников. Именно поэтому мы тратим достаточно много средств и усилий на организацию Школы, что окупается многократно.

У нас накоплен огромный опыт, свои разработки и прекрасные специалисты, которые готовы делиться знаниями – это позволяет нам организовывать учебный процесс на очень высоком уровне.

CNews: Насколько серьезный отбор учащихся в Школу? Как вы оцениваете знания абитуриентов? Другими словами, много ли достойных претендентов к вам приходит?

Борис Вольфсон: Отбор потенциальных учащихся у нас действительно очень строгий и многоуровневый. На первом этапе мы предлагаем решить простые алгоритмические задачи и проверяем их в автоматическом режиме. Далее, уже набравшим необходимое количество баллов, высылаем задачи второго уровня. Тех, кто справился (а в прошлом году их было около 100) приглашаем на достаточно серьезное собеседование с нашими специалистами, чтобы отобрать 10-12 лучших из лучших, которые и будут зачислены.

Борис Вольфсон, технический директор HeadHunter
Борис Вольфсон, технический директор HeadHunter

CNews: Каких знаний, на ваш взгляд, особенно не хватает абитуриентам?

Борис Вольфсон: Я бы отметил скорее не нехватку знаний, а отсутствие опыта промышленной разработки софта, и все что из этого вытекает. Поэтому обучение у нас завершается реализацией проекта, где учащиеся могут получить и опыт работы с различными инструментами, и навыки командной работы.

CNews: Как организована работа Школы? Платное или бесплатное в ней обучение? Получают ли ученики стипендию или зарплату?

Светлана Гиацинтова: Обучение делится на несколько блоков. Это теоретический блок, который включает лекции наших специалистов на определённые темы и домашние задания; завершается блок мини-сессией. Это проектная работа – на этом этапе студенты занимаются разработкой реальных проектов в небольших группах под руководством кураторов из числа наших специалистов, получают консультации от веб-дизайнеров по интерфейсной части; также мы продолжаем давать теоретический материал. И, наконец, защита дипломов, где присутствуют в том числе представители продуктовых подразделений.

Благодаря тому, что процесс обучения организован таким образом, выпускники получают и хорошую теоретическую подготовку, и практические навыки реализации проектов, и понимание бизнес-среды.

Светлана Гиацинтова, директор по персоналу HeadHunter
Светлана Гиацинтова, директор по персоналу HeadHunter

По итогам обучения мы приглашаем на работу лучших выпускников, остальным даём рекомендации в другие компании.

Обучение в Школе бесплатное. Более того, мы ежемесячно выплачиваем студентам стипендию, в этом году она составляла 15 тыс. руб.

CNews: С какими сложностями вы сталкиваетесь в процессе организации работы Школы?

Борис Вольфсон: Я бы не сказал, что есть какие-то особые сложности, но наиболее напряженный момент – это, безусловно, запуск школы и отбор учащихся. Еще бы отметил, что так как мы отбираем действительно очень целеустремленных и талантливых ребят, то иногда они в процессе обучения настолько погружаются в свой учебный проект, что могут уйти делать его уже самостоятельно – так произошло в этом году. Но это нормально, мы всегда приветствуем, когда люди пробуют создавать что-то свое.

CNews: Все ли выпускники Школы остаются работать в компании? Не боитесь ли вы ее превращения в кузницу кадров для других игроков рынка?

Светлана Гиацинтова: Нет не все, конечно, где-то 30%, плюс-минус. У нас жесткие критерии прохождения обучения и перевода в штат. Может именно этот фактор и влияет на учеников с точки зрения ответственного и взвешенного подхода к своему обучению.

Что станем кузницей кадров для других игроков рынка, мы не боимся. Во-первых, с самого начала мы мотивируем наших сотрудников на перспективное сотрудничество. Во-вторых, у нас есть интересные масштабные проекты, поле для творчества, плюс очень комфортная среда. В-третьих, все мы когда-то где-то получили свой первый опыт работы. HeadHunter – это не просто хорошая копания, это та компания, в которую возвращаются.

Борис Вольфсон: HeadHunter сейчас на равных конкурирует за топовых разработчиков с ведущими компаниями Рунета. Одна из задач Школы – повышение конкурентоспособности компании на рынке выпускников, с чем она успешно и справляется.

CNews: Во сколько обходится компании такая Школа?

Светлана Гиацинтова: Мы платим стипендии ученикам, своим сотрудникам за кураторство, так как это полномасштабный ответственный проект вне основных задач, которые с кураторов не снимаются. Самые главные траты, на которые мы ответственно идем – это время наших сотрудников. Организационные траты относительно небольшие: все занятия проходят у нас в офисе с использованием уже существующей технической инфраструктуры.

CNews: Насколько эффективна такая модель рекрутинга? Оправдывают ли себя связанные с организацией работы Школы расходы?

Светлана Гиацинтова: Мы живем в парадигме цена-качество. Если нужно найти срочно и мега-опытных людей, то, конечно, это не та модель, но ведь компания не живет одним днем. Школа программистов HeadHunter – это наша зона развития и кадровый потенциал. Для нас модель с точки зрения затрат оправдана, на выходе из Школы мы получаем лояльных, готовых работать с нашими задачами и понимающих специфику компании специалистов.