С помощью дизайна нужно решать проблемы пользователей, а не просто рисовать красивые макеты
UX/UI-дизайнеры – специалисты, проектирующие пользовательские интерфейсы. Сегодня это востребованные сотрудники с приличными зарплатами. Что нужно для успеха в этой профессии и чему не учат в вузах, рассказал Дмитрий Чернышев, продакт-дизайнер онлайн-платформы для инвестирования Republic.
CNews: Дмитрий, какими основными навыками должны обладать UX/UI-дизайнеры?
Дмитрий Чернышев: Главное – это понимание типографики, цвета, основ копирайтинга, программирования, возможностей разработки/редакции продукта, умение делать дизайн под определенную аудиторию, наличие чувства стиля. Также важно уметь решать возникающие проблемы, создавать прототипы для понимания пути пользователя, анализировать существующие на рынке решения и адаптировать их не методом слепого копирования, а с учетом особенностей того продукта, над которым вы работаете. Нелишним будет уметь делать хотя бы несложную анимацию, иметь аналитический склад ума, терпение и быть педантичным.
CNews: Так ли важен креатив в работе UI/UX-дизайнера?
Дмитрий Чернышев: Он точно не будет лишним, особенно когда вам надо решать нестандартные задачи или грамотно реализовать какой-то проект, чтобы уложиться в сроки и одновременно не потерять его основную идею.
CNews: Как оценить эффективность работы UI/UX-дизайнера?
Дмитрий Чернышев: Например, с помощью тестирования разработчиками его дизайна на пользователях, анализа удобства работы с его макетами и решениями. Также можно проверить умение дизайнера подстраиваться под стиль существующего продукта, соблюдение дедлайнов, способность улучшать идеи, озвученные отделом развития бизнеса или маркетинга, и грамотно их критиковать при необходимости. Умение убеждать, что принятые им решения наиболее оптимальны в данный момент.
CNews: Что сделать UI/UX-дизайнеру, чтобы повысить эффективность своей работы?
Дмитрий Чернышев: Научиться решать проблемы пользователей, а не просто рисовать красивый дизайн, и всегда просить дополнительно объяснить какие-то непонятные моменты. Дизайнер должен четко понимать задачу, прежде чем начинать ее решать.
Также нужно научиться нести ответственность за принятые решения и выдавать детально выверенный продукт со всеми возможными путями пользователя и «корнер-кейсами», объяснениями и желательно прототипом, а не просто набором макетов.
Стоит следить за новыми инструментами, появляющимися на рынке, искать возможности оптимизировать свой труд и труд команды разработки. Обязательно самому пользоваться продуктом, над которым работаете, если это возможно.
Следить за новыми/хайповыми продуктами на рынке, а также в принципе иметь хорошую насмотренность, знать основные тенденции в сфере моды, архитектуры, иллюстрации, промышленного дизайна и т.д. Читать блоги по дизайну, причем желательно такие, в которых описываются решения определенных проблем бизнеса.
CNews: Каких ошибок должен избегать UI/UX-дизайнер?
Дмитрий Чернышев: Он не должен бездумно копировать чужие решения, особенно это касается проектов с очень узнаваемой айдентикой. Не нужно плодить множество шрифтов и элементов в дизайн-системе, тратить часы на доведение до идеала какой-нибудь кнопочки, а лучше уделить больше времени общему анализу проблемы и путям ее решения. Важно не попадать в ловушку «очень опытного специалиста», который думает, что его экспертизы хватит для решения любой задачи. На самом деле, любой опыт в этой отрасли быстро устаревает и надо всегда быть открытым к новому, уметь прислушиваться к советам своих коллег или дизайнеров из других проектов.
CNews: Расскажите о своем опыте работы. Почему выбрали эту специальность?
Дмитрий Чернышев: После школы встал вопрос, куда идти учиться. В те времена (начало 2000-х) слово «дизайн» было достаточно модным. И когда я узнал, что есть такие факультеты, мне захотелось туда поступить.
В итоге я проучился в двух институтах, но почти ничему, кроме того, как доводить дело до конца и уметь делать рутинную работу, меня там не научили. Преподаватели оказались далеки от понимания, что такое дизайн на самом деле. В лучшем случае вам немного расскажут про типографику, про то, как работать с цветом, научат пользоваться графическими редакторами и, может быть, рисовать, что не так уж и нужно, если только вы не собираетесь стать еще и иллюстратором. Все это можно сегодня освоить, прочитав серию хороших книг и пройдя несколько онлайн-курсов, не теряя шесть лет на обучение в вузе.
Еще во время учебы в институте я начал работать в компании 3DreamTeam, которая занималась 3D-визуализацией разных архитектурных проектов, таких как Сколково или олимпийские объекты в Сочи. Потом подключился к проекту «Теории и практики», субпродуктом которого был проект «Третье место» (с него, на мой взгляд, во многом началась тема коворкингов в стране). В «Теориях» приобрел огромный опыт и перешел работать в компанию COUB. Параллельно получил предложение сделать редизайн в Andy Warhol's Interview Russia Magazine, где какое-то время был внештатным арт-директором сайта. Потом мне предложили заняться дизайном приложений для английского криптопроекта Sweatcoin, где появилась хорошая возможность поработать с иностранной командой и заняться мобильными приложениями.
Когда через знакомых пришло предложение присоединиться к американскому стартапу Republic (это международная компания, открывающая доступ к инвестированию в стартапы), я согласился. Здесь пришлось заниматься всем, что я делал в последние годы: веб-дизайном, дизайном приложения, маркетинговыми историями и даже наружной рекламой, так как сначала бюджет был сильно ограничен, а дедлайны были жесткими. Сейчас я полностью сконцентрирован на мобильных приложениях компании и больше времени уделяю исследованиям, тестированию решений, обдумыванию и реализации разных продуктов.
Люди почти во всех командах, где я работал, были отличными, открытыми, начитанными, не цепляющимися за старые понятия. Это создает приятную деловую атмосферу, а также дает ощущение, что вместе вы можете создать что-то действительно значимое.
CNews: Как успех компании, продукта зависит от UI/UX-дизайнера?
Дмитрий Чернышев: На первых порах, если идея крутая и есть какой-то более или менее понятный дизайн, продукт уже должен работать нормально. Но потом, когда стартап начинает расти, UI/UX-дизайнер влияет на все процессы, так же как другие ключевые фигуры в ИТ-компании.
Хороший дизайнер генерирует идеи о том, как увеличить те или иные метрики, или советует, как лучше с помощью дизайна позиционировать продукт. Также в сферу его ответственности входит анализ того, как та или иная идея отдела развития бизнеса или отдела маркетинга компании будет реализована на практике.