Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Внедрения

ИТ в госсекторе: как завести е-госуслуги

Переход к предоставлению гражданам государственных услуг в электронном виде требует от правительственных ведомств решить ряд проблем как организационного, так и технического характера, используя предложения поставщиков ИТ-услуг и успешный опыт руководителей из разных регионов страны. Перспективы электронного взаимодействия государства с гражданами обсуждались на состоявшемся 25 марта 2010 г. круглом столе "ИКТ в госсекторе: актуальные потребности", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.

Лариса Кузнецова: Интерес госзаказчиков к ИТ-услугам растет

На вопросы CNews ответила Лариса Кузнецова, директор по работе с госсектором компании "ФОРС – Центр разработки".

CNews: Какие ИТ-инициативы являются для госструктур ключевыми в настоящий момент?

Лариса Кузнецова: Сегодня это, безусловно, создание электронного правительства и автоматизация предоставления государственных услуг. Высшее руководство страны придает осуществлению этой задачи огромное значение. Однако для этого требуется не только политическая воля, ресурсы и готовность чиновников на местах, но и создание соответствующей технологической инфраструктуры. Сейчас одной из главных проблем является отсутствие межведомственной интеграции, что приводит к тому, что ИТ- системы различных министерств и ведомств не могут объединить свои информационные ресурсы, данные дублируются и теряются, требуется гораздо больше времени на выполнение какой-либо функции, чем это могло бы быть в едином информационном пространстве.

Другой проблемой является несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие единых утвержденных регламентов выполнения тех или иных процедур. Надо всем этим надо активно работать. Причем, не изобретать заново, а пользоваться опытом успешных проектов.

CNews: Отмечаются ли какие-либо изменения в подходах госсектора к ИТ-проектам?

Лариса Кузнецова: Мы отмечаем растущую заинтересованность заказчиков в результатах проекта, поскольку их деятельность напрямую зависит от того, как обеспечивают выполнение поставленных перед ними задач существующие ИТ-системы. Неожиданный сбой в их работе может вызвать настоящий коллапс не только в конкретной сфере, но и в масштабах всей страны. Такие случаи уже бывали. Поэтому, наверное, можно говорить о более ответственном подходе руководителей госструктур к проектам по внедрению ИТ.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

CNews: Как изменился спрос на ИТ-решения и услуги со стороны госзаказчиков?

Лариса Кузнецова: Спрос только растет. Если несколько лет назад стояла задача первичной автоматизации, то сегодня речь идет о развитии систем, расширении функциональности, создании новых модулей. Общая тенденция – усложнение информационных систем, их большая масштабность, интегрированность с максимально возможным числом внутренних и внешних информационных ресурсов. Все это требует высочайшего уровня профессионализма подрядчиков, отличного знания предметной области. В силу того, что очень часто деятельность госструктур является уникальной – в качестве примера можно привести Федеральную Таможенную службу, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, а это все наши заказчики - здесь мало применимы готовые решения. Поэтому рынок разработки на заказ не становится меньше, и эта ситуация вряд ли изменится в будущем. Вместе с тем, наиболее быстрорастущие сегменты услуг – это интеграция и консалтинг.

CNews: Как обеспечить повышение эффективности расходования ИТ-бюджетов в госсекторе?

Лариса Кузнецова: Для этого необходимы, прежде всего, эффективно работающие законы, подготовленные профессионально знающими рынок людьми. Тогда будет обеспечена и прозрачность расходования средств, и ответственное отношение подрядчиков к порученному делу, и многое другое. К сожалению, ныне действующий закон 94 ФЗ этого обеспечить не может. Закон чересчур обобщает процедуры и правила проведения закупок и не учитывает специфики, сложившейся на различных рынках, связанной с поставкой различных товаров, выполнением разных видов работ и оказанием всякого рода услуг. В этих условиях квалификация, практически, перестала считаться важным критерием и конкурсы стали выигрывать компании, не обладающие ни опытом, ни экспертизой для разработки, сопровождения и внедрения сложных и уникальных систем. Следствием этого стали демпинговые цены и нереальные сроки внедрения при том, что заказчик не получает качественные услуги в срок. А в случае расторжения контракта конкурс необходимо проводить снова. Чтобы исправить эту ситуацию, в закон необходимо внести коррективы. Мы надеемся, что это вскоре будет сделано.