Разделы

Цифровизация Инфраструктура Системное ПО

Новая волна СХД: основные затраты впереди

После некоторого спада рынок систем хранения и обработки данных стал вновь набирать обороты. Предприятия стремительно наращивают объемы информации, которую необходимо хранить. Однако, повторяя мировые тенденции с задержкой в год-полтора, отечественный сектор пока еще не столкнулся с проблемой экономической эффективности. Российские компании не подозревают, что основные расходы на СХД еще впереди. Наиболее актуальные тенденции и особенности развития данного сегмента в России обсуждались участниками круглого стола "Системы хранения и обработки данных", организованного CNews Conferences и CNews Analytics.

Юрий Скачков: Для полноценного внедрения модели ILM требуется четко классифицировать данные

На вопросы CNews ответил Юрий Скачков, директор по работе со стратегическими заказчиками по СНГ компании Hitachi Data Systems.

CNews: Иерархические модели хранения уже изживают себя? Какие перспективы у этого класса систем?

Юрий Скачков: Действительно, последнее время термин ILM звучит все реже. Дело в том, что для полноценного внедрения модели ILM, согласно рекомендациям SNIA, требуется очень четко классифицировать данные, что почти невозможно сделать для многих ИС и соответствующих типов данных, например, для СУБД. Поэтому многие вендоры ограничиваются возможностью размещения данных на дисках с разной стоимостью, что соответствует начальной стадии внедрения ILM.

В то же время, если не ставить своей целью полномасштабное внедрение сервисно-ориентированной архитектуры, что, собственно, и является конечной задачей ILM, то иерархические системы хранения вполне себя оправдывают. При наличии простой и удобной функции виртуализации можно решать большое число практических задач, таких как продление полезного использования старого оборудования, организация удаленной гетерогенной репликации и архивирования и многое другое. С этой точки зрения иерархическое хранение вполне востребовано. Отмечу также, что, по мнению аналитиков, наиболее удачно виртуализация реализована в массивах старшего класса Hitachi Data Systems.

CNews: Действительно ли спрос на сервисную поддержку СХД невелик? С чем это связано?

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Юрий Скачков: Мы, работая в компании Hitachi Data Systems, такого не замечаем. Более того, требования к качественному и своевременному сервису являются одним из определяющих при выборе поставщика. Дело в том, что данные представляют собой критически важный ресурс для современного предприятия, а их потеря или даже перерыв в предоставлении очень болезненно воспринимается бизнес-пользователем. Поэтому вопросам наличия необходимых запчастей на складе, сокращения времени реакции и устранения неисправностей мы придаем особое значение. У нас есть несколько печальных примеров, когда заказчик игнорировал такую важную часть сервисной схемы, как дистанционный мониторинг и диагностика, что приводило к очень большим проблемам. Поскольку в основе СХД еще долгое время будут находиться механические устройства (диски), а сами массивы уже давно превратились в высокоинтеллектуальные специализированные вычислительные системы, они не могут существовать без техподдержки. Большинство заказчиков это понимают.

CNews: Насколько критична при внедрении СХД оценка возврата инвестиций (ROI), когда ее необходимо делать и для чего?

Юрий Скачков: Лично я считаю, что любые попытки финансовых оценок в ИТ являются по большому счету фикцией. Все известные мне методики расчета исходят из "страшилок" типа "а что будет, если не купить или не внедрить", экономически обосновывая самые безумные затраты. Поэтому многие CFO рассматривают вложения в ИТ как неизбежное зло, слабо поддающееся обсчету. Ну а если серьезно, у нас, как и у других производителей, есть свои методологии анализа ROI. Разработка серьезного документа предполагает сбор финансовой информации у заказчика и привлечение консультантов, т.е. оценка ROI превращается в самостоятельный и не очень дешевый проект. Спрашивается, нужно ли заказчику платить дополнительные деньги? Оставим ответ на этот вопрос заказчику. Надо? Рассчитаем!