Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

СЭД в банке: план работ по отделам

Банковская сфера настолько специфична, что автоматизация документооборота в ней становится слишком сложной проблемой, чаще всего невозможной в рамках одной АБС. Каждый отдел банка выполняет свои задачи и требует специфического оборудования и ПО. Как быть в такой ситуации?

Как автоматизировать обработку документов?

Рассмотрим, какие стадии обработки проходят документы в банке. Стадии зависят от вида документа, объекта учета, области учета. Например, прохождение платежного поручения по переводу средств контрагенту за поставляемые услуги или товар будет иметь схему, абсолютно отличную от обработки документа по заявке на кредит или заявке на открытие счета.

При этом документ до проводки в систему и получения главного статуса может иметь целый ряд промежуточных статусов, различных как по методу отражения в оперативной отчетности, так и возможности осуществлять с данным статусом определенные операции. Так же к различным статусам документов и стадиям обработки могут быть допущены определенные группы сотрудников в рамках их прав и компетенции – это вопрос администрирования прав в АБС. Расширение стадий обработки и появление новых статусов так же должно быть предусмотрено в АБС.

Схема прохождения платежного документа клиента

Схема прохождения платежного документа клиента

Источник: CNews

В АБС существуют различные методы автоматизации создания и обработки документов на всех стадиях, а также получения разного рода отчетности. Например, контакт между операционистом и клиентом может быть не через передачу в офисе документов, а через систему «банк-клиент» (операции клиента, осуществляемые через выделенный канал связи или модемный пул с фиксацией их в АБС) или «интернет-банкинг» (операции осуществляются через интернет-систему). Что, естественно, удобно для клиентов и снижает операционные издержки при обработке. Хотя в свою очередь это и накладывает жесткие требования к АБС, к каналам связи и информационной защите, тем не менее, применение данных средств очень эффективно и в реалиях современного ведения бизнеса уже стало необходимостью. Более того - на рынке появляются все новые средства для мобильного и удаленного управления клиентом своим счетом в банке. А это накладывает на АБС требования возможности расширения средств и протоколов обмена с различными системами.

Нельзя обойти вниманием и программно-аппаратные средства по распознаванию документов. Обычно это высокопроизводительные сканеры плюс соответствующее программное обеспечение с возможностью передачи данных непосредственно в АБС. Применение таких систем резко сокращает ручной ввод (исключает стадию ручного ввода документа в систему, оставляя лишь стадию контроля и присвоения документу статуса более высокого уровня).

Аналитика по теме "СЭД в органах госвласти России "

В настоящее время в банках процент документов, введенных с применением автоматизированных систем приема первичной информации, практически достигает 80% от всего документооборота, а иной раз и выше.

Еще один способ автоматизации документооборота в банках – это применение шаблонов для однородных, часто повторяющихся операций. Например, начисление процентов по вкладам клиентов, ссудным счетам, проведение расчетно- кассового обслуживания (комиссии банка за ведение счетов клиентов), выписка счетов-фактур, открытие счетов по кредитному договору и т. д. То есть возможность настройки шаблонов для определенных транзакций и дальнейшее применение их для автоматической генерации необходимых документов. В данном случае сотрудник запускает обработку практически в режиме One Touch (одного касания) или же вводится некоторая первичная информация, и затем на основании ее генерируется целый ряд документов.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

У российских банков две проблемы

Отдельно хотелось бы остановиться на проблемах взаимодействия различных подразделений банка в рамках внутреннего единого документооборота, а также документооборота с различными контролирующими структурами, главной из которых является Центральный банк РФ (ЦБ).

Первая проблема состоит в том, что, к сожалению, далеко не везде существуют единые корпоративные стандарты оформления и схемы прохождения документов. Особенно хотелось бы отметить целесообразность наличия таких стандартов и системы фиксации обращений для ИТ-службы. Потому как формализация постановки задач, отслеживание их выполнения - крайне важный аспект эффективности работы ИТ-подразделения , а соответственно и ИТ-поддержки банковского бизнеса в целом. Наряду с этим необходимо наличие единых стандартов обмена информацией, унификации систем и средств разработки внутри банка. В филиалах и дополнительных офисах желательно стремиться к единой платформе обработки данных, начиная с сетевой операционной системы, средств связи и заканчивая платформами, на которых реализованы рабочие станции. Это позволит решить проблемы взаимозаменяемости, ремонта, обучения.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Вторая – это проблема взаимодействия банков с ЦБ. А именно - отсутствие унифицированных стандартов обмена информацией, а также устаревшие технологии обработки информации, используемые в различных программных продуктах ЦБ, в которые должны экспортироваться данные из банковских систем. Роль ЦБ в формировании эффективного документооборота и контроля является очень важной.

Илья Штефан / CNews