«Позитроника» выросла с нуля до 5 млрд

Бизнес Техника
мобильная версия
Франчайзинговая розничная сеть под управлением ИТ-дистрибьютора Merlion за два года увеличила оборот с нуля до пяти миллиардов рублей ($200 млн.) В ближайших планах управляющей компании — расширить торговые площади на 10 тыс. кв.м., и увеличить выручку еще на $150 млн. Эксперты полагают, что для этого ей придется ускорить экспансию на рынок.

Федеральная сеть компьютерных магазинов «Позитроника», первый магазин которой открылся два года назад в Набережных Челнах, объявила о результатах 2007 финансового года. Совокупная выручка сети преодолела отметку в $197 млн. (5 млрд. руб.), а сама сеть расширилась до 164 магазинов совокупной площадью 25 тыс. кв.м. в 140 городах РФ.

«Позитроника» — это франчайзинговый проект, запущенный в марте 2006 г. российским ИТ-дистрибьютором, компанией Merlion, на базе региональных партнеров. Бизнес-модель предполагает открытие магазинов площадью от 100 до 350 кв.м в небольших (до 500 тыс. жителей) городах. В Merlion отмечают, что на данный момент проект включает единственный гипермаркет (площадью свыше 1000 кв.м.) в Саратове, и хотя дела в нем идут успешно, тиражировать этот опыт компания пока не собирается. В планах на ближайший год стоит доведение числа магазинов сети до 250 (и, соответственно, расширение общей торговой площади до 35 тыс. кв.м.) и увеличение общей выручки до $350 млн.

Ассортимент среднестатистического магазина «Позитроника» насчитывает около 5 тыс. наименований товаров, плюс покупатель может сделать заказ по единому каталогу, включающему уже 50 тыс. позиций. Общего правила по доле закупок у головного дистрибьютора нет, поэтому долю оборота Merlion, приходящуюся на подконтрольную сеть, оценить крайне сложно.

Сама компания предполагает, что искомое значение лежит в пределах от $109 млн. до $180 млн. (напомним, что в рейтинге CNews100 за 2006 г. Merlion занимал первое место среди российских ИТ-компаний с оборотом $1,38 млрд.) Сумма роялти, взимаемого УК с франчайзи, варьируется от $800 до $1500 в зависимости от площади магазина.


За 2 года «Позитроника» увеличила оборот с нуля до 5 млрд. руб. и хочет вырасти еще на 3,8

По мнению генерального директора агентства «Ритейл Аудит» Алексея Трофимова, на фоне результатов 2007 г. будущее специализированной ИТ-розницы представляется весьма позитивным. «Специфика отрасли и работа со сложными продуктами выдвигают определенные требования к ритейлеру, — говорит Трофимов. — Для успеха необходимы большой ассортимент продукции и высокая квалификация торгового персонала, не всегда достижимые в универсальных сетях. Специализированный магазин всегда будет представлять более длинную линейку во всех продуктовых группах, а текучка сотрудников в неспециализированных сетях, как известно, превышает 70% в год». Озвученные «Позитроникой» планы Трофимову кажутся вполне реалистичными, однако он отмечает, что для их осуществления сети придется нарастить темп по сравнению с прошлогодним — в 2007 г. было открыто примерно 45 магазинов. Впрочем, за первый год своего существования цепочке удалось открыть 120 точек.

Согласно наблюдениям Трофимова, из ведущих игроков рынка ИТ-розницы, таких, как «Белый ветер», «Санрайз», Polaris, «Позитроника» и «Формоза», в небольших городах наиболее заметно присутствие именно двух последних компаний, причем и «Формоза» активно использует франчайзинговую бизнес-модель — из 300 магазинов «Компьютеры Formoza» непосредственно ей принадлежит менее 5%.