Разделы

Безопасность Бизнес

Власти не хотят раскрывать свои тайны

На днях власти совместно с экспертным сообществом предприняли очередную попытку дать старт законопроекту «Об информационной открытости органов власти», который разработан по заказу министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ). Несмотря на сопротивление чиновников, он, возможно, все-таки будет вынесен на заседание правительства РФ, но когда – неизвестно.
В последний день ноября состоялось экспертное совещание в рамках проекта «Разработка стратегии информационного регулирования в России». Главной темой обсуждения стала концепция законопроекта «Об информационной открытости органов власти».

Несмотря на то, что концепция законопроекта «Об информационной открытости органов власти» относительно нова, проблеме раскрытия информации о деятельности государства более 15 лет, а самому закону — почти три года. Так, еще в марте 2003 года специалистами МЭРТ был разработан проект федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Его предполагалось вынести на обсуждение правительства России в марте 2004 года, однако этого так и не произошло.

Впоследствии законопроект был «зарублен» из-за множества критических замечаний со стороны тридцати министерств, которые должны были согласовать текст. Теперь МЭРТ собирается сделать вторую попытку внести его на рассмотрение правительства страны. Однако конкретные сроки не называются.

Закон об открытости информации о деятельности органов госвласти не принят до сих пор — таков результат сопротивления, в первую очередь, федеральных органов исполнительной власти. С другой стороны, по мнению эксперта рабочей группы при МЭРТ Алексея Каптерева, такое положение дел сложилось еще и из-за малой актуальности закона для населения. «Открытость информации — это в первую очередь вопрос культуры населения», — подчеркнул эксперт.

Меж тем, история вопроса информационной открытости органов власти началась задолго до разработки соответствующего законопроекта. Впервые эта проблема была затронута еще в 1990 году, причем крайне неудачно. Заключением от 26 ноября 1990 года Комитет конституционного надзора СССР постановил, что опубликование нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием применения этих актов. Кроме того, согласно постановлению, документы подлежали опубликованию в трехмесячный срок. Из-за отсутствия рычагов реализации этого постановления оно стало «бумажным законом» — то есть не было исполнено.