Разделы

Безопасность Бизнес

Власти не хотят раскрывать свои тайны

На днях власти совместно с экспертным сообществом предприняли очередную попытку дать старт законопроекту «Об информационной открытости органов власти», который разработан по заказу министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ). Несмотря на сопротивление чиновников, он, возможно, все-таки будет вынесен на заседание правительства РФ, но когда – неизвестно.
В последний день ноября состоялось экспертное совещание в рамках проекта «Разработка стратегии информационного регулирования в России». Главной темой обсуждения стала концепция законопроекта «Об информационной открытости органов власти».

Несмотря на то, что концепция законопроекта «Об информационной открытости органов власти» относительно нова, проблеме раскрытия информации о деятельности государства более 15 лет, а самому закону — почти три года. Так, еще в марте 2003 года специалистами МЭРТ был разработан проект федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Его предполагалось вынести на обсуждение правительства России в марте 2004 года, однако этого так и не произошло.

Впоследствии законопроект был «зарублен» из-за множества критических замечаний со стороны тридцати министерств, которые должны были согласовать текст. Теперь МЭРТ собирается сделать вторую попытку внести его на рассмотрение правительства страны. Однако конкретные сроки не называются.

С 1 сентября 2025 года в России вступает в силу закон о маркировке звонков: что важно знать бизнесу
Бизнес

Закон об открытости информации о деятельности органов госвласти не принят до сих пор — таков результат сопротивления, в первую очередь, федеральных органов исполнительной власти. С другой стороны, по мнению эксперта рабочей группы при МЭРТ Алексея Каптерева, такое положение дел сложилось еще и из-за малой актуальности закона для населения. «Открытость информации — это в первую очередь вопрос культуры населения», — подчеркнул эксперт.

Меж тем, история вопроса информационной открытости органов власти началась задолго до разработки соответствующего законопроекта. Впервые эта проблема была затронута еще в 1990 году, причем крайне неудачно. Заключением от 26 ноября 1990 года Комитет конституционного надзора СССР постановил, что опубликование нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием применения этих актов. Кроме того, согласно постановлению, документы подлежали опубликованию в трехмесячный срок. Из-за отсутствия рычагов реализации этого постановления оно стало «бумажным законом» — то есть не было исполнено.