Разделы

Наука Маркет

SMART-1: концы в Луну?

Европейское космическое агентство рассматривает вопрос о том, чтобы разбить зонд SMART-1 о Луну с завершением миссии и провести наблюдения с помощью наземных инструментов.
Европейское космическое агентство ESA рассматривает возможность использования остатков гидразина, имеющегося на борту SMART-1, для того чтобы с завершением миссии в августе 2006 года изменить его орбиту и обеспечить столкновение зонда с Луной в определенном районе на видимой стороне Луны. «Мы рассматриваем возможность использования остатков гидразина с тем, чтобы правильно выбрать дату столкновения и переместить место удара на видимую сторону спутника», — приводит Space слова научного руководителя миссии Бернарда Фоинга (Bernard Foing).

Столкновение зонда SMART-1 весом около 290 кг с Луной произойдет по настильной траектории.

«Я хочу обратиться к экспертному сообществу с просьбой как можно быстрее дать оценки возможной яркости вспышки в видимом и инфракрасном диапазонах, о динамике вещества, выброшенного при столкновении, а также об эффектах, связанных с пылью и рассеянием, — добавил доктор Фоинг, — а также рассмотреть возможность целевых наблюдений заданного района наземными обсерваториями».

Ударные эксперименты, вроде миссии Deep Impact, в последнее время все чаще применяются НАСА и ESA. 31 июля 1999 года с Луной в районе южного полюса столкнулся аппарат Lunar Prospector. Наблюдения процесса ударного столкновения, осуществлявшиеся наземными инструментами и космическим телескопом Хаббла, должны были выявить следы воды. Однако ее присутствия на Луне выявить таким образом не удалось.

Зонд SMART-1 уже успел заинтриговать специалистов — за все время на сайте миссии появилось лишь 7 изображений сколь-нибудь крупного разрешения, причем ни одного мультиспектрального. Это нехарактерно для научных космических программ вообще, а для ESA — в особенности. Снимки с зонда позволили бы, в конце концов, подвести черту под затянувшимся спором: соответствует ли американское официальное описание пребывания астронавтов на Луне действительности или же нет.

Александр Губинский, Самараавтожгут: Как мы получали грант на внедрение компьютерного зрения
Поддержка ИТ-отрасли

Так, по словам Бернарда Фоинга, следы на поверхности Луны, оставленные двигателями посадочных аппаратов, должны быть вполне различимы на снимках зонда. «Мы будем искать их, — заявлял он, — причем с помощью не только черно-белых снимков, но и цветных изображений, которые помогут получить информацию о минералах, эрозии поверхности или воздействии струи двигателей».