Разделы

Наука

NASA воспользуется услугами космических «частников»

Частная космонавтика взяла еще один рубеж: NASA намерено пользоваться для доставки экипажа и материалов на международную космическую станцию услугами частных компаний.
Руководитель NASA Майк Гриффин (Mike Griffin) заявил, что он хотел бы видеть мощный рынок коммерческих услуг по доставке грузов на орбиту. По его словам, интересам NASA наилучшим образом соответствовало бы всемерное поощрение развития такого рынка с тем чтобы впоследствии приобретать услуги у "частников", а не выдавать контракты.

NASA, стоящее перед перспективой прекращения полетов «шаттлов» в 2010 году, в настоящее время ведет разработку пилотируемого космического корабля Crew Exploration Vehicle, которому предстоит прийти им на смену. Тем не менее, считает д-р Гриффин, в снабжении станции важную роль могли бы сыграть беспилотные челночные аппараты.

Вышесказанное не означает отказа NASA от собственных средств доставки экипажей и грузов на МКС вообще. Как сообщает Space Daily, агентство будет вести разработку собственных космических транспортных систем, поскольку, считает д-р Гриффин, «мы не можем становиться заложниками отдельного провайдера, который может просто прекратить оказывать услуги или уйти из этого бизнеса». Тем не менее, у NASA нет необходимости быть единственной организацией, доставляющей грузы на орбиту.

Возможности частной инициативы в деле освоения космического пространства наиболее убедительно продемонстрировал известный авиаконструктор Берт Рутан, создавший первый в мире частный космический корабль SS1 и выигравший так называемый Х-приз. Заинтересовались возможностями частных ракетчиков и военные. В начале 2005 года Пентагон провел конкурс среди частных компаний, целью которого является радикальное снижение стоимости выведения полезной нагрузки на орбиту. Пентагону нужна ракета, способная доставить на орбиту высотой около 210 км спутник массой около 50 кг. Ключевые условия: совокупная стоимость выведения не должна превышать $5 млн., а интервал от момента получения заказа на пуск до старта ракеты не должен превышать 24 часа.

#gallery#
Практически удовлетворяющий требованиям военных кандидат уже есть — частная компания SpaceX, разработавшая ракету-носитель Falcon, 2 мая 2005 года объявила о подписании контракта стоимостью $100 млн. с центром космических и ракетных систем ВВС США на разработку сервиса по "срочной" доставке на орбиту небольших полезных нагрузок (Responsive Small Spacelift, RSS). Как сообщается, первый запуск ракеты-носителя Falcon I с военным спутником TacSat-1 на борту может состояться уже в конце этого  лета.
Юрий Востриков: Компании все активнее применяют data-driven-подход из-за высокой конкуренции и непростой ситуации на рынке
Цифровизация