Интернет-продажи в США: борьба противоположных тенденций
Событие "9/11", как окрестили журналисты сентябрьскую трагедию в США, положило начало серьезным изменениям во многих сферах жизни и экономики. Логичным выглядит предположение о том, что в целях собственной безопасности многие американцы, выбирая между походом в многолюдный магазин и заказом товаров через Сеть, все чаще будут выбирать второе.Между тем, по итогам сентября гораздо сильнее оказалась другая тенденция - кризис американских корпораций. Массовые сокращения персонала, судя по последним данным, приводят к снижению объема потребления американскими семьями. Урезание ставки ФРС США, стимулирующее граждан все больше залезать в долги, совершая покупки в кредит, пока не дает ощутимых результатов. Граждане предпочитают избавляться от своих отрицательных сбережений. Судя по всему, прогнозы длительного роста интернет-продаж в этой стране не учитывали общей ущербности американского экономического развития в предыдущие годы. Результаты продаж через интернет за последние несколько месяцев неизменно уступают результатам прошлого года, и это на фоне общего роста числа пользователей Сети в этой стране.
Объем американских интернет-продаж в сентябре составил $3,97 млрд., тогда как в августе эта цифра превышала $4,04 млрд. На фоне снижения продаж ПО, книг, игрушек, офисных принадлежностей, продуктов питания, авиабилетов по сравнению с сентябрем прошлого года зафиксирован рост продаж через Сеть компьютеров и бытовой электроники.

Явно испытала на себе последствия терактов в США индустрия отдыха и развлечений. Объемы заказываемых авиабилетов и гостиниц сократились в среднем на 23-25% по сравнению с предыдущим месяцем (сокращение продаж авиабилетов по сравнению с сентябрем 2000 г. составило более 100 млн. долл.).
В то же время, на фоне стагнации розничной интернет-торговли в США, этот вид бизнеса активно развивается в других регионах, в том числе и в России. Так, например, ежемесячный прирост объема продаж интернет-магазина PCHome, торгующего компьютерной техникой, по словам Алексея Кузовкина, вице-президента РБК, составляет около 20%. Очевидно, что в данный момент торговля техникой через интернет в России переживает этап бурного роста. Динамика развития данного рынка будет напрямую зависеть от динамики развития общеэкономической ситуации в стране, роста числа пользователей Рунета и их благосостояния.
Интернет-продажи в США
Сентябрь 2001 | Сентябрь 2000 | ||||||
Средняя покупка | Объем продаж, тыс. дол. | Средняя покупка | Объем продаж, тыс. дол. | ||||
Первая группа товаров | |||||||
ПО | 43,94 | 136 031 | 49,38 | 163 735 | |||
Книги | 37,39 | 183 288 | 38,88 | 219 870 | |||
Музыкальные CD | 32,69 | 136 408 | 29,59 | 132 516 | |||
Видео | 34,18 | 100 636 | 32,69 | 85 605 | |||
Офисные принадлежности | 55,71 | 109 059 | 54,04 | 164 953 | |||
Одежда | 70,92 | 288 420 | 73,18 | 256 243 | |||
Обувь | 70,44 | 86 589 | 54,82 | 61 159 | |||
Драгоценности | 67,04 | 97 671 | 73,36 | 92 070 | |||
Цветы | 52,67 | 52 753 | 50,73 | 55 802 | |||
Домашняя утварь | 63,30 | 97 013 | 64,38 | 88 773 | |||
Лекарства и косметика | 43,03 | 127 344 | 38,16 | 139 541 | |||
Мелкие приборы | 71,73 | 48 981 | 81,16 | 72 934 | |||
Игрушки/ компьютерные игры | 41,83 | 117 437 | 49,87 | 157 641 | |||
Спортивные товары | 78,97 | 73 105 | 65,45 | 62 876 | |||
Инструменты | 94,31 | 55 815 | 59,46 | 49 752 | |||
Садовые принадлежности | 61,92 | 28 188 | 54,79 | 41 600 | |||
Всего | $1 738 739 | $1 845 070 | |||||
Вторая группа товаров | |||||||
Компьютеры | 196,82 | 400 217 | 212,21 | 315 644 | |||
Бытовая техника | 134,20 | 173 105 | 138,05 | 164 694 | |||
Периферия | 419,53 | 31 832 | 378,96 | 29 358 | |||
Мебель | 252,64 | 61 341 | 209,25 | 32 421 | |||
Продукты питания и напитки | 70,98 | 93 710 | 84,58 | 165 128 | |||
Авиабилеты | 318,56 | 575 261 | 335,60 | 686 377 | |||
Аренда авто | 184,96 | 137 534 | 197,75 | 171 579 | |||
Бронирование гост. Номеров | 219,06 | 342 403 | 237,81 | 368 466 | |||
Другое | 121,44 | 416 489 | 112,80 | 442 161 | |||
Всего | $2 231 893 | $2 375 828 | |||||
Средняя покупка (всего) | $261,66 | $272,42 | |||||
Общий объем продаж | $3 970 632 | $4 220 898 |