Разделы

Наука Бизнес

Гиннес: запоздалое признание гиперзвукового рекорда

Рекорд скорости, поставленный еще в марте этого года гиперзвуковым экспериментальным самолетом НАСА X-43A (7 Мах), спустя пять месяцев официально признан издателями книги рекордов Гиннеса. Однако, по всей видимости, рекорд этот продержится недолго – уже в октябре 2004 года конструкторы самолета намерены побить свой собственный рекорд.
Информация о новом рекорде уже внесена в базу данных, но появится только в издании 2006 года, которое выйдет через год, в 2005 году. Правда, к этому времени сам рекорд, скорее всего, устареет: возможности конструкции далеко не исчерпаны, и на октябрь запланирован очередной полет Х-43А (который известен также как Hyper-X), в ходе которого самолет должен развить скорость 10 Мах (11,5 тыс. км/ч).

В настоящее время в базу данных книги рекордов Гиннеса уже внесена следующая информация: "27 марта 2004 года беспилотный самолет НАСА Hyper-X (X-43A) развил скорость 6,83 Мах, что почти в семь раз превышает скорость звука. Х-43А с помощью ракеты Pegasus, запущенной с борта самолета В-52, был поднят на высоту 29 тыс. метров. Во время полета над Тихим океаном двигатель типа scramjet самолета революционной конструкции проработал 11 секунд".

Во время испытательного полета 27 марта 2004 года беспилотный экспериментальный самолет X-43A длиной 3,66 м с помощью ракеты Pegasus был поднят на высоту 29 тыс. метров, после чего отделился от разогнавшей его ракеты, включил собственную двигательную установку и в течение 11 секунд совершал активный полет. На самолете был установлен гиперзвуковой ПВРД - прямоточный воздушно-реактивный двигатель со сверхзвуковой камерой сгорания (scramjet). Самолету удалось развить скорость 7 Мах (свыше 8 тыс. км/ч).

В ходе этого испытательного полета американским ученым и инженерам удалось успешно решить две сложные технические задачи: во-первых, осуществить управляемый аэродинамический полет с включенным "скрамджетом" с набором скорости и, во-вторых, произвести успешное разделение двух не осесимметричных аппаратов при высоком динамическом давлении. Впервые в истории авиации самолет с гиперзвуковым ПВРД отделился от разогнавшей его ступени и осуществил независимый полет.

Другие рекорды скорости, поставленные американскими самолетами в прошлые десятилетия, по-прежнему остаются непревзойденными. Рекорд скорости для самолетов с ракетным двигателем принадлежит экспериментальному самолету НАСА Х-15 (6,7 Мах). Среди пилотируемых реактивных самолетов, использующих в качестве окислителя атмосферный воздух, самым быстрым является американский разведчик SR-71 (3,2 Мах).

10 простых шагов: Как выйти на новые внешние рынки с помощью платформы «Мой экспорт»
Бизнес

Что касается аппаратов с ПВРД, то до полета Х-43А рекорд скорости среди аппаратов этого класса (около 5 Мах) принадлежал аппарату с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (но без режима сверхзвукового горения).