Как утверждают исследователи в своем новом отчете, CRM-системы ожидает большое будущее в секторе малого и среднего бизнеса.
По оценкам исследовательской компании Datamonitor, совокупный объем доходов от CRM-систем в секторе малого и среднего бизнеса достиг в 2003 году $808 млн. это около 17% всего дохода от CRM. По прогнозам специалистов, в 2008 году эта цифра вырастет более чем до $1,8 млрд. и будет составлять свыше 27% всего дохода от CRM-систем.
Как обнаружили исследователи Datamonitor, несмотря на то, что для многих компаний малого и среднего бизнесаCRM-систему заменяет Excel или система хранения документов, программное обеспечение для управления отношениями с клиентами может прижиться и в этом секторе, как только компании поймут, что таким образом можно решить проблемы, возникающие в управлении при расширении бизнеса, использовании в работе различных изображений и фотографий и возрастающих потребностях в своевременном доступе к нужной информации.
«Ознакомление рынка это сама по себе наибольшая задача, говорится в отчете Datamonitor. Истории о слишком долгих, выходящих за рамки бюджета и провалившихся внедрениях CRM-систем негативно повлияли на отношение рынка к CRM».
CRM появились на рынке программных продуктов и услуг сравнительно недавно, и крупные вендоры вначале не уделили должного внимания рынку малого и среднего бизнеса, а теперь пытаются исправить этот недочет. Однако, по мнению исследователей, нацеливать свои продукты на малый и средний бизнес это не означает просто продать туда меньше лицензий на рабочие места.
«В период быстрого распространения CRM в конце 1990-х годов все сделки заключались с крупными компаниями… В то же время, потребности компаний малого и среднего бизнеса мало чем отличаются, говорит Том Прингл (Tom Pringle), автор отчета, но они не могут позволить себе внедрить решения масштаба предприятия».
По оценкам Datamonitor, компании малого и среднего бизнеса хотят видеть в CRM-системе 90% той же функциональности, что и у крупных компаний. По словам специалистов, чтобы привлечь заказчиков из этого сектора, вендорам CRM нужно делать основной упор на специфические потребности отрасли, в которой работает компания, и на индивидуальные ее требования к системе управления отношениями с клиентами. По словам г-на Прингла, для многих компаний малого и среднего бизнеса внедрение CRM-системы начинается с автоматизации отдела продаж.
Несмотря на то, что во многих компаниях малого и среднего бизнеса нет своих ИТ-специалистов и даже обычных ИТ-менеджеров, недостаток технических знаний не будет препятствием для принятия решения о внедрении CRM, утверждают исследователи. Особенно это касается решений, не требующих специальной «подгонки» под требования заказчика.