Разделы

Интеграция Современный дом Инфраструктура

Рынок АСУЗ: подводим итоги 2010 года

Российский рынок автоматизации зданий относительно молод, и сценарий его дальнейшего развития во многом зависит от того, какие усилия готовы приложить для этого существующие игроки. Исследование, проведенное CNews Analytics, позволяет зафиксировать текущие показатели развития рынка АСУЗ и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие как перед поставщиками оборудования, так и перед интеграторами.

В 2009 г. CNews Analytics был проведен опрос , результаты которого позволили оценить объем рынка домашней и коммерческой автоматизации зданий в 2008 году, сегментировать его по технологиям и направлениям, а также по стоимости проектов. В 2010 году, вместе с открытием на портале CNews специального раздела, посвященного направлениям "умный" дом и автоматизация зданий, проведение подобных исследований было продолжено.

Как развивается рынок АСУЗ

В этот раз исследование охватило все сегменты рынка: к изучаемым ранее сферам домашней и коммерческой автоматизации была добавлена такая обширная область, как промышленная автоматизация. Таким образом, по оценкам экспертов по состоянию на 4 квартал 2010 г. суммарный объем рынка АСУЗ составляет $1000-1150 млн. При этом на долю промышленной автоматизации приходится 78% рынка, домашней 13% и коммерческой 9%.

Сегментация рынка автоматизации зданий, 4 кв. 2010

Источник: CNews Analytics, 2010

Необходимо отметить, что полученное распределение и общая оценка объема рынка носят приблизительный характер: представители многих компаний, хорошо зная свой сегмент, достаточно слабо информированы о рынке автоматизации зданий в целом. Кроме того, при реализации проектов и поставках оборудования достаточно сложно провести строгое разграничение между секторами. Например, контроллер, выпускаемый для управления вентиляционной установкой, может использоваться и в офисном помещении, и в загородном коттедже, и на складе производственного здания. "Умные" выключатели можно поставить и в частном доме, и в номере гостиницы. И таких примеров множество, что во многом объясняет доминирование сегмента промышленной автоматизации на рынке АСУЗ.

Нельзя забывать о том, что в проектах "умного" дома существенная часть затрат приходится на организацию домашнего кинотеатра, аудио- или видео-мультирума. Поэтому некоторые инсталляторы также причисляют такие работы к автоматизации здания.

Не совсем понятно, к какому сегменту автоматизации относить проекты в сфере ЖКХ, в частности, системы учета ресурсов (АСУР) и оборудование, которое выпускается и устанавливается в этих системах. Несмотря на то, что пока объем этого сектора весьма незначителен, в будущем эксперты предрекают ему весьма интенсивное развитие.

Структура продаж и территориальное распределение

Структура продаж оборудования и проектов автоматизации зданий во многом зависит от того, в каком сегменте они происходят. Например, рынок домашней автоматизации на 65% формируют продажи через посредников. Во многом это обусловлено тем, что все производители работают на этом рынке через партнеров или дилерскую сеть. Однако, доля прямых продаж довольно значительна и составляет 35%.

Структура продаж на рынке домашней автоматизации, 4 кв. 2010

Источник: CNews Analytics, 2010

Чем заменить иностранные ECM
Импортонезависимость

Продажи АСУЗ в коммерческом сегменте осуществляются через посредников в 76% случаев. Застройщики часто решают многие вопросы автоматизации зданий самостоятельно, закупают инженерное оборудование с локальной автоматикой, и лишь потом прибегают к услугам компаний-интеграторов, которым приходится предлагать решения в достаточно жестких условиях.

Структура продаж на рынке коммерческой автоматизации, 4 кв. 2010

Источник: CNews Analytics, 2010

Кроме того, российский рынок продаж оборудования и проектов автоматизации зданий остается крайне закрытым, поэтому, по словам одного из респондентов, "продажи легче всего идут через посредников - друзей, дружественные компании, личные связи".

Русский смарт-сити среди Кавказских гор
ИТ в госсекторе

Большинство опрошенных респондентов признает, что наиболее развитым в настоящее время является рынок автоматизации зданий московского региона (48%). За российской столицей с большим отставанием следуют города - миллионники (23%) и Санкт-Петербург (20%). На долю остальных регионов приходится лишь 9% отечественного рынка АСУЗ.

Структура рынка автоматизации зданий по территориям, 4 кв. 2010

Источник: CNews Analytics, 2010

Необходимо отметить, что доля двух столиц в бизнесе компаний, специализирующихся на промышленной автоматизации и предлагающих недорогое оборудование, существенно ниже, чем в среднем по отрасли.

Проблемы и конкурентность рынка АСУЗ

Как на любом развивающемся рынке, в сфере автоматизации зданий существует целый ряд сложностей и проблем. Большинство опрошенных отметили экономические препятствия, такие как неготовность инвесторов вкладывать средства в проекты и достаточно долгий срок их окупаемости (5 лет), остаточный принцип финансирования автоматизации инженерных систем зданий и наличие многочисленных посредников, а также недостаток ресурсов у самих компаний для активного продвижения этого направления.