Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Петер-Сервис R&D: В Сколково с "Большими данными"

Перспективные разработки созданной год назад компании "Петер-Сервис R&D" уже позволили ей стать резидентом фонда "Сколково". Об этом CNews рассказал директор "Петер-Сервис R&D" Михаил Левитин.

Но такая классификация будет не совсем точной. Решения, которые мы развиваем, если и используют DPI, то только как один из инструментов/технологий получения информации. В реальности источников информации значительно больше. Основные преимущества заключаются не в способности анализировать большие объемы информации с чудовищной скоростью, а в способности максимально достоверно построить модель поведения абонента, его профиль. И вовремя выдать оператору эту модель. В этом смысле разрабатываемые нами решения технологически ближе к Data Mining, концепциям Open Data и Linked Data.

В общем-то, аналитика пользовательских данных – это новый сектор рынка. Если верить крупнейшим исследовательским и консалтинговым компаниям, объем этого рынка исчисляется десятками миллиардов долларов и неуклонно растет. Именно здесь рождаются новые варианты использования профилирования информации.

CNews: В новую компанию переведены перспективные разработки, а часть задач, таких, как развитие продуктов, оставлены головной компании. Этот принцип оправдывает себя?

Михаил Левитин: Одним из поводов для выделения "продуктовой" компании было понимание того, что циклы поддержки и развития существующих продуктов коренным образом отличаются от цикла разработки новых. Если в первом случае важно "не сломать" существующие продукты при добавлении новой функциональности, то для новых продуктов главное – скорость появления.

В "Петер-Сервис R&D" мы создаем новые продукты, не имеющие привязки к каким-либо конкретным заказчикам. При этом мы ориентируемся исключительно на актуальные потребности рынка. Тем не менее, у материнской компании всегда остается возможность "индивидуальной настройки" продаваемых решений под бизнес-процессы конкретных заказчиков.

CNews: Недавно компания получила статус участника проекта "Сколково". Какую роль "Сколково" будет играть в жизни "Петер-Сервис R&D"?

Михаил Левитин: Статус участника – следствие положительной оценки экспертами фонда нашего решения, основанного на всестороннем анализе информации о поведении пользователей современных инфокоммуникационных услуг.

Коротко наш проект можно описать так: у операторов связи, владеющих "последней милей" подключения абонентов, есть уникальное преимущество, которое позволяет воссоздать наиболее полную картину поведения потребителей услуг. Это преимущество дает возможность операторам получить доступ к таким перспективным рынкам, как торги рекламой в реальном масштабе времени (real time bidding, RTB) и не только. В свою очередь, мы предоставим операторам мощный аналитический инструмент для этих целей.

Что касается роли "Сколково", то инфраструктура фонда поможет нам расширить масштабы исследовательской деятельности и упростит сотрудничество с компаниями-резидентами, представляющими интересные нам проекты и новые технологии.

CNews: Эксперты лидирующих вендоров решений высокопроизводительной аналитики говорят о том, что крупнейшие российские телекоммуникационные операторы уже владеют этим инструментарием. На какой класс клиентов вы делаете ставку?

Михаил Левитин: Во-первых, данное направление ИТ-индустрии активно развивается, новые идеии технологии появляются достаточно часто. Даже если сегодня внедрено одно решение, это не гарантирует, что завтра потребности оператора не изменятся и ему не потребуется использовать появившиеся на рынке инновационные инструменты. Мы внимательно отслеживаем рыночные тренды и стараемся всегда быть на уровне лидирующих вендоров, и, по возможности, превосходить их. Кроме того, наши продукты имеют модульную архитектуру и могут поставляться как совместно, образуя единое комплексное решение, так и по отдельности, будучи интегрированными в существующую инфраструктуру оператора.

Во-вторых, рынок не ограничивается телекомом: мы видим большой интерес к подобным решениям и со стороны компаний других секторов рынка. Как я уже отмечал выше, в первую очередь это касается отраслей, нацеленных на работу с конечными потребителями: ритейл, финансовый сектор, интернет-компании и пр. Сейчас, в отличие от нулевых годов, рост указанных рынков замедляется, и компании из этих отраслей все в большей степени нуждаются в повышении эффективности работы с существующими потребителями. Для этих целей в первую очередь важно понимание потребностей клиентов в каждый момент времени и поиск возможностей их удовлетворения. Наши продукты как раз обладают необходимыми инструментами для решения данных задач.

В третьих, эффект от внедренных, по словам экспертов, решений можно оценивать с точки зрения конечного абонента. А в этом плане лично для меня ничего не изменилось: ни одна маркетинговая коммуникация не увенчалась успехом. Из чего я делаю вывод о том, что в этом направлении есть множество возможностей для того, чтобы отличиться.

CNews: Пожалуйста, приведите пример, иллюстрирующий производительность ваших решений.

Михаил Левитин: Говоря о производительности, в нашем случае важно, чтобы информация появлялась вовремя. Возможно, кто-то еще помнит классическое определение систем реального времени. С некоторых пор это понятие исказилось и трансформировалось из "вовремя" в "быстро". В этой части мы ориентируемся на классическое "вовремя": и это могут быть миллисекунды, а могут быть минуты, часы, дни.

Что касается объемов информации, которые требуют анализа для построения необходимых нам профилей, то это – сотни гигабит и десятки миллионов пакетов в секунду. Для того чтобы справляться с этими объемами, нужны определенные архитектурные решения, которые в наши дни востребованы и используются во множестве совершенно разнородных с точки зрения функциональности систем, начиная с площадок онлайн-торгов и заканчивая системами родительского контроля, оптимизации контента и т.п.

Все новые продукты, которые разрабатываются и будут разрабатываться в "Петер-Сервис R&D", реализуются с учетом максимального масштабирования. Производительность решений ограничивается только характеристиками используемого аппаратного обеспечения и каналов связи и может легко наращиваться просто путем добавления нового "железа". При этом в своих решениях мы ориентируемся на сравнительно недорогое аппаратное обеспечение на основе x86 архитектуры и минимальное использование проприетарного ПО третьих производителей. Тем самым удается добиться того, что высокая производительность обеспечивается сравнительно недорогой ценой и доступна для широкого круга компаний. С другой стороны, высоконагруженные системы – не единственное применение наших продуктов, они могут также хорошо работать и с относительно небольшой нагрузкой, обеспечивая для наших клиентов экономию средств и оптимальное соотношение цены и качества.

Наталья Анищук