Microsoft: как избавиться от хаоса в ПО
Все больше компаний приходит к мысли о необходимости как использования лицензионного программного обеспечения, так и централизованного управления активами этого ПО. О ситуации с лицензионным ПО в России и о важности управления лицензиями в компании CNеws рассказал Юрий Ларичев, директор департамента по работе с малыми и средними организациями компании Microsoft.SAM ответит за весь софт
CNews: Сегодня много говорится о необходимости эффективно управлять имеющимися в организации активами программного обеспечения. В чем важность подобного управления, за счет чего достигается эффективность?
Юрий Ларичев: Microsoft рекомендует использовать международно признанную концепцию управления активами программного обеспечения — Software Asset Management. Она позволяет оценить затраты на ПО, и не только эффективно управлять закупками продуктов, но и управлять данным активом на всех этапах жизненного цикла.
Юрий Ларичев: Software Asset Management позволяет оценить затраты на ПО, эффективно управлять закупками и активом ПО на всех этапах жизненного цикла
Внимание к теме управления активами программного обеспечения действительно значительно выросло за последнее время. Несколько ключевых факторов способствует этому. Во-первых, ИТ-руководители занимают все более значимые позиции в компаниях, их влияние на эффективность управления все возрастает и они все больше интересуются использованием управленческих инструментов в своей работе. Software Asset Management (SAM) как раз является таким важным управленческим инструментом для современного CIO. Следующее, что необходимо отметить — активный рост потребности в лицензировании используемого ПО также вызывает пристальное внимание к теме SAM. Руководители ИТ-служб понимают, что проводить лицензирование тоже необходимо "правильно", избегая ненужных затрат при закупке, и таким образом, чтобы и в будущем всегда быть на 100% лицензированными.
Использование концепции SAM дает серьезную экономию финансовых средств. Внедрение SAM служит гарантией полного контроля за тем, что в компании используется ровно такое количество программного обеспечения, которое ей требуется с учетом реальных потребностей бизнеса. Главное, что при этом учитываются мнения всех участвующих сторон: руководства компании, ее ИТ-службы, прикладных пользователей. За счет SAM удается сделать процесс анализа потребностей, закупки и управления лицензиями централизованным, что позволяет эффективно координировать их использование на рабочих местах, добиваясь дополнительной, часто существенной экономии собственных средств компании. Кроме того, сокращаются затраты на техническое обслуживание. Развертывание и сопровождение систем, обучение пользователей значительно упрощается, когда программное обеспечение стандартизировано (еще один элемент SAM). В результате достигается серьезное снижение затрат на обслуживание парка ПО.
Другой эффект — уверенность в собственной ИТ-инфрастуктуре, ее продуктивности, надежности, защищенности и законности. Используя практику SAM, компания имеет актуальную информацию о том, какие программные средства используется, сколько лицензий и на какой срок имеется в ее активе. Более того, внедрение SAM позволяет реализовать политику, эффективно препятствующую установке непроверенного ПО. Это служит дополнительной защитой против проникновения в ИТ-систему вирусов и других программных компонент, способных нанести вред бизнесу и имиджу предприятия.
Еще один, не самый очевидный на первый взгляд эффект — повышение производительности труда персонала. При стандартизации установленных версий ПО значительно сокращается количество возникающих проблемных ситуаций, касающихся переноса информации с одной компьютерной системы на другую, совместного пользования данными, коммуникационного обмена. Пользователи заняты эффективным решением производственных задач и не отвлекаются на технические проблемы, связанных с ИТ-поддержкой.

Кстати, определить, какая организация использует SAM, а какая — нет, достаточно легко. Нужно всего лишь задать директору по ИТ или CIO вопрос о том, какой софт и в каком количестве у него установлен. Если компания использует концепцию SAM, то директор должен четко знать ответ на этот вопрос. Ему легко будет сказать, сколько в организации компьютеров, какой на них есть софт, какова его версионность, что является стандартным набором, когда планируется производить следующий апгрейд. Это позволяет достаточно четко и объективно планировать бюджет на будущее.
CNews: И каких затрат — временных и финансовых — требует применение нового подхода в организации?
Юрий Ларичев: Однозначно ответить на вопрос о затратах сложно, поскольку это индивидуальный показатель для каждого клиента, каждой организации. И зависят затраты во многом от того, какие бизнес-задачи организация решает с использованием информационных технологий, каким парком компьютеров обладает, что является для организации стандартным пакетом ПО для каждого сотрудника. Важно и то, какие затраты сегодня у компании на покупку и поддержку ПО и какими они будут завтра. В общем-то, достаточно подкованные в управлении ИТ-руководители могут провести проект внедрения SAM самостоятельно. Это, конечно, потребует значительных временных затрат. Однако сегодня на рынке уже существуют компании, оказывающие услуги в области внедрения SAM, в том числе наши партнеры. Уже свыше 4 лет Microsoft способствует активному применению технологии управления лицензиями на российском рынке. За это время удалось сформировать развитую экосистему, помогающую партнерам развивать собственную экспертизу по применению технологии SAM. В стране работает более 60 компаний — партнеров Microsoft, которые предлагают клиентам услуги SAM, восемь из них сертифицированы на оказание таких услуг по всему миру. За прошедшее время было выполнено свыше 1500 проектов, что отражает активное проникновение технологии в корпоративный бизнес России.
Если говорить о сложности таких проектов, то здесь все зависит от глубины проработки темы, от потребностей конкретной организации и уже существующей в компании управленческой практики. По типу работ такие проекты можно сравнить любыми другими проектами организационного развития, например с проектами подготовки компании к сертификации системы качества на соответствие стандарта ISO, в рамках которых также описываются и внедряются процессы. Только во втором случае эти проекты охватывают практически все процессы в организации, во втором — только процессы управления активами ПО.
Если говорить о стандартах, то для SAM уже появился ISO стандарт. ISO/IEC 19770-1:2006. Стандарт опубликован в мае 2006 года и разработан как поддержка ISO/IEC 20000 — стандарта, описывающий требования к системе управления ИТ-cервисами ISO/IEC 20000-1:2005.