Спецпроекты

ИТ-аутсорсинг в России: вчера было рано, завтра будет поздно

Бизнес Интеграция Аутсорсинг Финансовые результаты
Сегодня российские компании начали активный поиск новых путей оптимизации своих операционных расходов. В части ИТ одними из наиболее перспективных направлений могут стать аутсорсинг и SaaS, считает Алексей Грушичев, директор Департамента сервиса "Техносерв Консалтинг".

CNews: Не секрет, что отношение к ИТ-аутсорсингу в России было и остаётся в основном скептическим, особенно в самом ИТ-сообществе. Что-то изменилось за последнее время?

Алексей Грушичев: Прежде всего, у бизнеса появились необходимость и возможность более пристально взглянуть на варианты сокращения своих затрат. Конечно, задача по оптимизации операционных расходов всегда в той или иной степени стоит перед любой компанией. Но раньше пути её решения были просты и очевидны ("quick wins"), а в период кризиса стали просто способом выживания любой ценой, даже в ущерб развитию бизнеса. Сейчас большинство или, как минимум, многие компании уже научились строить и поддерживать свой бизнес более-менее эффективно, без необоснованных затрат.


Алексей Грушичев: Задача по оптимизации операционных расходов всегда в той или иной степени стоит перед любой компанией

И теперь в выигрыше могут оказаться те, кто не остановится только на устранении очевидных источников потерь и выполнении простейших шагов по сокращению издержек. Наиболее "продвинутые" владельцы и менеджеры уже задумываются о новых (для российского рынка) способах повышения эффективности затрат и снижения операционных расходов. Конечно, такие способы менее очевидны, более сложны в реализации и в среднем приносят "всего-навсего" 10-15% экономии. Но в условиях конкурентного рынка это "целых" 10-15%.

CNews: И вы видите аутсорсинг ИТ-услуг одним из таких способов?

Алексей Грушичев: Конечно, причём как для малого и среднего бизнеса, так и для больших организаций. Правда, перспективы развития сегмента СМБ в России пока туманны, и это не позволяет крупным российским ИТ-компаниям всерьёз пойти на этот рынок. Пожалуй, единственное, что они действительно могут сейчас предложить для малых и средних предприятий – недорогие типовые (отраслевые) информационные решения, особенно по схеме SaaS (Software as a Service).

CNews: Тем не менее вплоть до недавнего времени крупные удачные проекты по ИТ-аутсорсингу в России можно было пересчитать по пальцам одной руки.

Алексей Грушичев: Да, это так. Поскольку, как правило, отсутствовали ключевые факторы успеха. Первый – заинтересованность бизнеса. Второй – наличие поставщиков, умеющих построить и способных обеспечить эффективное ИТ-обслуживание бизнеса по аутсорсинговой схеме при устойчивом качестве за разумную цену. Третий – высокий уровень зрелости внутренних ИТ-процессов заказчиков, достаточный для того, чтобы их можно было передать на аутсорсинг.

О первом факторе мы уже упомянули. В продолжение могу сказать, что в последние год – полтора к нам в "Техносерв Консалтинг" (по своей инициативе!) регулярно обращаются из руководства ведущих российских компаний с предложением рассмотреть варианты аутсорсинга их ИТ-функций с расчётом на сокращение ИТ-бюджета и дальнейшую оптимизацию поддержки и развития ИТ-систем. Так что мой оптимизм по этому вопросу достаточно обоснован.

CNews: И уже есть конкретные результаты?

Алексей Грушичев: Есть, хотя подобного рода проекты и соглашения почти всегда готовятся очень долго в силу своей сложности во всех аспектах – организационных, юридических, технологических и прочих. Тем не менее мы уже заключили сделку с одним из крупнейших российских банков и завершаем согласование ещё по двум клиентам.

CNews: С первым фактором понятно. А как остальные два?

Алексей Грушичев: Чувствую и понимаю лёгкий скепсис в вашем вопросе. Очень много написано про то, чем аутсорсинг хорош, почему его надо использовать… и почему он никогда эффективно не заработает на практике. Полагаю, в действительности большинство негативных мнений было вызвано неготовностью участников процесса к работе в новых условиях по новым правилам, причём как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. А самое главное – нежеланием научиться так работать. Сложно продвигать инновации, если они затрагивают такую консервативную вещь как менталитет. Но всё меняется, нужно только время.

В качестве примера могу привести собственный опыт. В 2005 году я работал ИТ-менеджером в международной пивоваренной компании, которая решила передать свои ИТ-функции на аутсорсинг. Тогда для меня и моих коллег это был культурный шок. Но сейчас я с благодарностью вспоминаю этот проект, который позволил мне по-новому взглянуть на свои возможности, расширить кругозор и получить новые знания. С тех пор я стал, в некотором смысле, энтузиастом сервисного подхода к ИТ и аутсорсинга – как логичного проявления такого подхода -, посвятив много усилий его продвижению на рынке ИТ-услуг. И я рад, что по прошествии времени тема ИТ-аутсорсинга в России становится по-настоящему актуальной и воплощается в реальные проекты. А у меня вместе с сотрудниками нашего департамента есть возможность принимать в них самое непосредственное участие. Это всегда и сложно, и интересно, и поучительно, поскольку типовых аутсорсинговых проектов просто не бывает.

CNews: А можно ли уже говорить и о "высоком уровне зрелости внутренних ИТ-процессов заказчиков"?

Алексей Грушичев: Знаю на примере многих из наших клиентов, что да. Но даже если потенциальные заказчики пока не могут похвастаться стройной и детализированной структурой своих ИТ-процессов и услуг для бизнеса, сама подготовка перехода на аутсорсинговую схему позволит провести аудит текущей ситуации, дать рекомендации по её оптимизации и повысить прозрачность ИТ-расходов, отнесённых на конкретные ИТ-функции и системы, необходимые для поддержки тех или иных бизнес-процессов. Этот "побочный эффект" очень ценится бизнесом. И мы, безусловно, помогаем в решении этих задач подготовительного периода.

CNews: Таким образом, "Техносерв Консалтинг" полностью готов осуществлять ИТ-аутсорсинг для своих клиентов?

Алексей Грушичев: У нас есть для этого всё – компетентные специалисты, отлаженные процессы, современные технологии и успешный опыт. И, что немаловажно, – активная поддержка со стороны руководства ГК "Техносерв" на самом высоком уровне. Мы понимаем – "вчера было рано, завтра будет поздно". И не собираемся следовать юмористическому продолжению этого известного выражения.

CNews: Какому?

Алексей Грушичев: "А сегодня - некогда".


Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.

Технология месяца

На рынке сейчас «взрыв» данных. Мы стараемся учесть все, что влияет на медиа

Василий Кузьмин

директор по работе с большими данными Mediascope

Mediascope