Спецпроекты

ИТ-аутсорсинг в России: подъем на фоне удешевления?

Интеграция Аутсорсинг Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения Маркет
Развитие ИТ-аутсорсинга в России в последние годы шло не очень быстро. Сдерживающих факторов было достаточно – и несформированность предложения, и слабый уровень стандартизации услуг, и проблемы регулирования этой деятельности, и опасения утечек в связи с предоставлением своих данных внешней компании. Вопрос цены также являлся серьезным тормозом рынка. С началом кризиса заказчики аналитики заговорили о неизбежном снижении стоимости ИТ-аутсорсинга. Однако никто не ждет, что это случится мгновенно. О том, подешевеет ли ИТ-аутсорсинг в России, а также о том, каким образом его использование может помочь отечественному бизнесу в кризис, рассуждали участники круглого стола "ИТ-аутсорсинг в России", проведенного CNews Conferences и CNews Analytics.

По данным Росстата, в конце 2007 – начале 2008 гг., наблюдалось серьезное увеличение темпов роста рынка ИТ-аутсорсинга – на 27,9%. Поставщики и аналитики уже почти научили бизнес смотреть на аутсорсинг не только как на средство экономии, но и как на метод оптимизации деятельности. Для многих такой подход стал возможностью получить за те же деньги лучше качество. Однако 4 квартал 2008 года обернулся для потенциальных заказчиков резким сокращением всех непрофильных расходов в связи с мировым финансовым кризисом. В условиях тотального снижения издержек заказчикам сегодня требуются очень убедительные доводы в пользу того, чтобы перейти на аутсорсинг.

Доля ИТ-аутсорсинга от всего объема ИТ-услуг составляет в мире порядка 40%, в России – около 10%. Наибольшую долю аутсорсинговых проектов в России обеспечивают финансовый сектор (17,5%), госструктуры (11,3%), добывающая промышленность (9,2%), энергетика (8,5%), телеком (7,9%) и торговля (6,2%).

В ожидании демпинга

Аналитики Gartner прогнозируют, что в 2009-2010 гг. в мире цены на ИТ-аутсорсинг упадут от 5% до 20%. По их убеждению, снижение стоимости услуг внешних ИТ-подрядчиков является неизбежным следствием неблагоприятного экономического климата и сокращения ИТ-бюджетов, усиления конкуренции на рынке ИТ-услуг в целом, а также концентрации заказчиков на пересмотре условий соглашений.

Кризис принес рынку ИТ-услуг существенный спад, завершение части начатых проектов и "заморозку" остальных, изменение структуры ИТ-затрат в пользу поддержки уже внедренных решений, а также снижение стоимости услуг, обусловленное удешевлением рабочей силы.

Динамика рынка ИТ-аутсорсинга в России (прогноз)

Источник: IDC, 2009

Но "замирание" рынка ИТ-услуг, произошедшее минувшей зимой, обернулось "оттепелью" в начале 2 кв. 2009 года. Были "заморожены" ИТ-расходы на модернизацию, при этом были сохранены затраты на проекты по ИТ-поддержке. Заказчики сосредоточились на вопросах оптимизации и повышения эффективности. На рынке начался период ожидания удешевления, компании стали проявлять интерес к новым предложениям и игрокам. Бизнес проявил стремление к экономии и получению большего за меньшие деньги.