Разделы

Цифровизация Аутсорсинг Внедрения Маркет

Что сдерживает бум SaaS в России. Мнения экспертов

Кризисный 2009 год характеризовался общим падением капиталовложений в ИТ, в том числе заметным уменьшением расходов на ПО. На этом фоне перспективы развития SaaS выглядели достаточно позитивно. По прогнозам аналитических агентств, к 2011 году четверть всего ПО в мире будет продаваться по модели SaaS. О перспективах развития этой модели и о том, что мешает распространению SaaS в России, говорили участники круглого стола "SaaS: расширение сервиса", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Евгений Остапенко: Российский бизнес недооценивает все преимущества SaaS

На вопросы CNews ответил Евгений Остапенко, коммерческий директор компании e-Style Telecom.

CNews: Насколько интересны продукты SaaS российскому бизнесу?

Евгений Остапенко: Первые признаки SaaS появились в России в 2006 году. Уже тогда некоторые интернет-провайдеры запустили новые сервисы, которые по бизнес - модели подходили под концепцию SaaS. Более выражено SaaS в России стал проявляться в 2008-2009 года, но как ни странно широкого и массового применения не получил до сих пор. Российский бизнес еще не полностью понимает, либо недооценивает все преимущества данной концепции, о которых хочется упомянуть. Прежде всего это отсутствие на начальном этапе больших финансовых затрат, таких как покупка дорогостоящего серверного оборудования, приобретение лицензионного ПО, отсутствие затрат на разработку и внедрение, квалифицированный ИТ-персонал, концентрация на профильном бизнесе, снижение необходимости инвестиций в неосновные фонды.

За последний год ситуация начала меняться. Компании стали фокусироваться на профильном бизнесе, который приносит гораздо большую прибыль при минимальных затратах времени, и передавать часть непрофильных задач профессионалам.

CNews: Кто в первую очередь сможет использовать ПО как сервис?

Евгений Остапенко: В первую очередь это интересно владельцам собственных компаний, представителям малого, среднего и крупного бизнеса. Главное преимущество использования ПО как сервиса - получение надежного защищенного решения с высококвалифицированной технической поддержкой, с минимальным сроком его развертывания (в течение 10 минут), не вкладывая огромных финансовых затрат на построение, администрирование. Не нужно ломать голову над созданием, внедрением и обслуживанием, когда есть готовые решения.

CNews: Что сдерживает распространение SaaS в России?

Евгений Остапенко: Распространение SaaS в России, на мой взгляд, сдерживают две вещи. Первая - наша простая "русская душа", мы хотим получить "быстрые деньги", что отличается от западной модели, где идет расчет на годы вперед.

Как власти сэкономят 109 млрд руб. на создании инфраструктуры для дронов и обеспечении защиты от них
Техника

Вторая проблема заключается в том, что российские потребители некорректно оценивают стоимость решения и не могут адекватно оценить расходы на внедрение.

Если полностью учитывать все расходы по организации нового решения (традиционной покупки, установки и обслуживания сервиса) и расходы по модели SaaS, можно выявить, что более эффективно работать по SaaS, поскольку это обеспечивает предсказуемость результатов (знаете, что покупаете уже готовое решение, а не комплектующее и оборудование с которым необходимо много работать), автоматическое обновление софта (без дополнительных затрат со стороны пользователя) и возможность изменения объема услуг в любой момент времени и на любом этапе.

С другой стороны, компании охотнее передают бизнес-функции на управление сторонним организациям и это, в первую очередь, касается второстепенных процессов, способствующих развитию бизнеса в целом.

CNews: Какое ПО российский заказчик хотел бы получать как сервис?

Евгений Остапенко: Судя по спросу, который мы наблюдаем на примере обращений в нашу компанию за последний год, наиболее востребованы решения для оптимизации бизнеса и повышения эффективности корпоративной работы, такие как Бизнес – почта (на базе ПО Exchange Server), корпоративные порталы SharePoint, Office Communications Server, CRM, терминальные решения (возможность удаленного доступа через терминал к офисным пакетам, а также программе "").