Разделы

Бизнес Финансовые результаты

Банки подстраиваются под ИТ

"Пробизнесбанк" существует с 1993 года и всегда ориентировался на обслуживание различных производственных сфер бизнеса. В начале 2010 года в "Пробизнесбанке" было основано подразделение по работе с ИТ-клиентами. О том, как это происходило, чем мотивировалось руководство банка, принимая такое решение, и какие финансовые инструменты появились в этой связи, CNews рассказал начальник управления по работе с компаниями рынка информационных технологий Александр Гончаров.

Интервью с топ-менеджером

Александр Гончаров: Специфика ИТ-компаний заставляет принимать нестандартные решения

CNews: Как принималось решение об основании подразделения по работе с компаниями рынка информационных технологий? Почему в качестве профильного был выбран именно этот сектор?

Александр Гончаров: Исторически сложилось так, что "Пробизнесбанк" специализируется на разных отраслях экономики. Имея многолетний опыт работы с компаниями рынка информационных технологий, нам удалось выявить потребности и задачи клиентов этой отрасли и найти оптимальные пути их решения. Рост бизнеса наших существующих клиентов и приход новых подтолкнули нас к принятию решения о создании отдельного подразделения, которое бы специализировалось только на этих компаниях. Также наше решение было подкреплено самостоятельным исследованием рынка ИТ-компаний.


Банк активно развивает филиальную сеть, в которую входит 271 офис

CNews: В какой форме проводилось исследование? Что оно показало? Какие выводы были сделаны по его результатам?

Александр Гончаров: Исследование проводилось на основе анализа материалов и рейтингов известных аналитических агентств. Общемировая тенденция такова, что за последние 20 лет информационные технологии проникли во все сферы экономики, а ИТ- компании стали играть одну из основных ролей в ее развитии. На данный момент это одна из самых перспективных отраслей.

CNews: В чем специфика работы банка с ИТ-компаниями? Наверное, есть специальные инструменты, финансовые решения для работы с компаниями именно этого профиля? Как формируется их портфель?

Александр Гончаров: Одной из особенностей ИТ-компаний является отсутствие твердого залога, т.е. недвижимости. С одной стороны, это усложняет процесс принятия решения по клиенту, с другой – дает нам возможность найти очередное нестандартное решение. Мы разработали специальный финансовый инструмент – предоставление бланковых банковских гарантий за 1 день и финансирование под залог товара в обороте. Если говорить о портфеле ИТ-компаний в "Пробизнесбанке", то он сформирован на 90% из банковских гарантий.

CNews: В чем особенность таких решений? Их разработка проводилась силами банка или отдавалась на аутсорсинг?

Александр Гончаров: Особенностью таких решений, по нашему мнению, является нишевой подход, который позволяет применять индивидуальные схемы финансирования с учетом отраслевой специфики. Вся разработка проводилась собственными силами банка. По итогам проведенного анализа потребностей клиентов был определен план доработок существующего продуктового ряда, на основании которого мы сформировали наше клиентское предложение.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

CNews: Видно ли уже, по результатам проведенной работы, что ИТ-компании заинтересованы в сотрудничестве с банком? Есть ли приток новых клиентов из этой сферы бизнеса?

Александр Гончаров: Прошлый опыт работы показывает, что ИТ-компании заинтересованы в сотрудничестве с "Пробизнесбанком". Так, за первый квартал прирост новых клиентов увеличился в 2 раза.

CNews: В чем для ИТ-компаний заключаются преимущества работы с вашим банком по сравнению с другими?

Александр Гончаров: Наши клиенты – ИТ-компании, которые являются партнерами в проектах крупных российских корпораций и государственных структур, а также ведущие дистрибьюторы цифровых носителей. Сотрудники нашего подразделения отлично знают структуру российского рынка ИТ-бизнеса, его уникальные особенности и потребности каждого клиента. Опыт и глубокое владение спецификой отрасли дают возможность предложить полный спектр профильных продуктов для игроков данного сегмента. Одно дело, если вы ищете буханку хлеба в огромном супермаркете, другое – когда вы заходите в пекарню, где сам пекарь продает вам этот хлеб. Поэтому основным преимуществом мы можем назвать нашу специализацию и опыт работы с ИТ-компаниями, в результате чего рождается не менее важный момент – скорость обслуживания .

CNews: Как вы оцениваете результаты работы своего подразделения и банка в целом за прошедший год?

Александр Гончаров: С декабря прошлого года была установлена целевая планка для каждого отраслевого подразделения группы - рост кредитного портфеля и объема банковских гарантий. Конечно, российский рынок кредитования сжимается, но нам удается расти. В прошлом году мы показали положительный финансовый результат, и, думаю, что по итогам текущего года он будет также положительным. Так, чистая процентная маржа в кризис у нас не упала, а в некоторых бизнесах даже выросла.

Полина Борисова / CNews