Разделы

ПО Свободное ПО

Три года для перехода на СПО: с чем столкнется правительство России?

План российского правительства по переходу на свободное программное обеспечение – реалистичный и продуманный документ. Однако он может быть сорван, если не будет решена проблема нехватки компетентных специалистов, а также недостаточности информационной и координационной поддержки мероприятий по внедрению СПО.

Практически любой шаг правительства можно подвергать критике. Более того, если правительство издает концептуально проработанный документ, то критиковать его гораздо интереснее, а пользы от этого бывает гораздо больше, чем от критики документа-пустышки, который заведомо не повлечет никаких последствий.

План миграции федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений на СПО, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года (далее – просто "план"), – это документ, который критиковать интересно. По своему уровню и охвату он превосходит все предшествующие инициативы российского правительства в области СПО. По сути, поставлена задача перевода большей части российской государственной машины на свободное ПО, причем в очень сжатые – всего три года – сроки. Едва ли кто-либо в нашей стране и за ее пределами обладает достаточной компетенцией, чтобы спланировать такой проект идеально.

Отрадно, что план представляет собой хорошо продуманный и реалистичный документ. Само собой разумеется, что правительство не должно ставить перед собой заведомо невыполнимых задач, но в области СПО слишком часто наблюдается противоположное, когда в порыве необоснованного энтузиазма государство утверждает план немедленного – в течение года – и тотального внедрения СПО. Разумеется, такие проекты всегда проваливаются (из относительно недавних примеров – Венесуэла и Вьетнам). Тот факт, что российский план состоит из 25 частных мероприятий, которые предстоит выполнить на протяжении 3 лет, автоматически помещает Россию в категорию стран, которые придерживаются проектного, а не волюнтаристского подхода к миграции на СПО. В этом отношении наиболее близким к российскому оказывается опыт Нидерландов – страны с передовой политикой в сфере ИТ и богатым опытом в области использования СПО. У каждого из 25 мероприятий – конкретные сроки и конкретные исполнители. Это создает базовые возможности для контроля за ходом реализации проекта. Если какая-то задача в рамках плана не будет выполнена в срок, об этом станет известно достаточно рано, чтобы государство могло внести в план необходимые коррективы и обеспечить общий успех проекта.


План по переходу правительства РФ на СПО представляет собой хорошо продуманный и реалистичный документ

Важно и то, что план не сводится к одним лишь мероприятиям по внедрению программного обеспечения. Авторы вполне разумно посчитали, что для успеха СПО недостаточно просто установить на компьютеры – ему нужно обучить сотрудников, его внедрение нужно грамотно спланировать, а в некоторых случаях его целесообразно существенно доработать, прежде чем использовать. План также предусматривает создание службы технической поддержки, способной давать компетентные ответы на вопросы пользователей.

В плане недостаточно информации

Однако в плане есть и существенные недостатки, наиболее очевидный из которых – явная неполнота информации, отсутствие детализации и пояснений, позволяющих понять, какие действия подразумеваются под каждым из мероприятий проекта и что ожидается получить в итоге. План в текущем виде – это пустой сосуд, и успех проекта полностью зависит от того, чем этот сосуд в дальнейшем будет наполнен. Такой подход правительства к планированию внедрения СПО обескураживает. Разумеется, детализированные требования по каждому отдельному мероприятию можно будет составить по ходу дела, однако пока не будет целостного документа, где было бы предложено обоснование миграции на СПО, представлено целостное видение этой миграции, объяснена значимость и последовательность отдельных мероприятий, – трудно ожидать адекватного понимания задач со стороны отдельных исполнителей. Впрочем, эту проблему пока не поздно решить, составив к плану отдельное обоснование, в которое будет помещена недостающая информация. При составлении такого обоснования неизбежно придется столкнуться с рядом сложных и даже неудобных вопросов, однако будет намного лучше, если эти вопросы будут поставлены сейчас, чем тогда, когда благоприятное время для их решения уже будет упущено.

Репутацию продавцов на «Авито» оценит искусственный интеллект
искусственный интеллект

Если сравнивать план российского правительства с планом действий правительства Нидерландов по использованию ПО с открытым кодом и открытых стандартов The Netherlands in Open Connection, утвержденным в 2007 году, то содержательная полнота и доступность нидерландского документа сразу бросается в глаза. Разумеется, полностью воспринять форму нидерландского документа невозможно, да и не нужно, однако в содержательном плане ничто не мешает российскому правительству последовать опыту нидерландских коллег.

Проблемы известны заранее

Между планом российского правительства и планом действий правительства Нидерландов действительно много общего: их роднит и содержание мероприятий, и даже заявленные сроки (3 года в России и 4 в Нидерландах). Однако у России есть одно существенное преимущество по сравнению с Нидерландами – это преимущество во времени. Европейские коллеги дали нам трехлетнюю фору, и нынешний 2011 год – это последний год реализации нидерландского плана. Было бы неразумно не воспользоваться таким преимуществом и не изучить досконально опыт нидерландских коллег, не проанализировать основные проблемы, с которыми им пришлось столкнуться, и не сделать соответствующие выводы. Тем более что, как можно судить по фрагментарным новостным сообщениям на английском языке, не все ожидания нидерландского правительства удается реализовать в поставленные сроки. Вероятно, российское правительство уже проанализировало практику Нидерландов и других стран – но в этом случае следовало бы опубликовать результаты исследования, поскольку, будучи доступны рядовым сотрудникам российских государственных учреждений и коммерческим подрядчикам, они помогут избежать повторения аналогичных проблем. Разумеется, не все нидерландские наработки могут быть применимы в России, но в целом, государственные машины всех стран функционируют примерно по одним и тем же правилам, и потому успехи и неудачи голландцев заслуживают самого пристального внимания.