Разделы

Наука

Визуально невидимый самолет: первая информация

В США разработана платформа, позволяющая создавать практически невидимые и бесшумные малые БПЛА.
Для малых беспилотных аппаратов, предназначенных для полета на малых высотах и на небольшие расстояния, аспект снижения их визуальной и акустической заметности начинает преобладать над радиолокационной невидимостью, важной для более крупных, высотных и скоростных летательных аппаратов.

Акустическую «шумность» уже удалось существенно снизить за счет использования электродвигателей, однако со снижением визуальной видимости дела вплоть до последнего времени обстояли намного хуже. Малые беспилотные аппараты хорошо различимы в воздухе, что не только упрощает борьбу с ними, но и сводит на нет фактор внезапности.

Важный шаг в создании неразличимых в воздухе летательных аппаратов сделали американские конструкторы из компании VeraTech Aero. В основе предложенного ими и, по всей видимости, перспективного подхода — использование физиологических особенностей зрения, упрощающих идентификацию объектов одного типа, и наоборот.

Для создания «невидимки» конструкторы использовали эффект выноса центра масс летательного аппарата, движущегося по сложной траектории и вращающегося вокруг своей оси, за пределы его корпуса. Это резко снижает узнаваемость за счет использования физиологических особенностей зрения. Использование малошумных электродвигателей и способность совершать длительный безмоторный полет довершают эффект.

Разработанная VeraTech Aero платформа Phantom Sentinel предназначена для создания масштабируемого в широких пределах семейства легких разведывательных беспилотных летательных аппаратов. Phantom Sentinel представляет собой «бумеранг» — трехлопастный летающий ротор с двумя винтами. Аппарат весом менее 2 кг складывается и легко может переноситься в заплечном ранце, запуск возможен разнообразными способами — с рук, с борта самолета, из стартового контейнера, с земли (дистанционный).

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Фактически аппарат представляет собой один винт и обладает большой инерцией вращения, которая не только позволяет ему длительное время совершать безмоторный полет, но и резко снижает его зависимость от метеоусловий, превращая Phantom Sentinel фактически в первый всепогодный БПЛА малого класса, а также повышает стабильность полета. По мнению конструкторов, платформа Phantom Sentinel может легко масштабироваться — на ее основе можно создавать аппараты широкого диапазона размерностей. Управление аппаратом возможно как по сигналам GPS, так и с помощью дистанционного управления.

По данным конструкторов уникальной платформы, Phantom Sentinel практически невозможно визуально или акустически обнаружить при высоте полета около 20 м и выше. Установленная на аппарате высокоскоростная камера позволяет, благодаря вращению самолета, передавать панорамные изображения.

Интересно отметить, что созданный американскими конструкторами визуальный самолет-"невидимка" — не первая удачная попытка создания аппарата подобного класса. Пилотируемый самолет, невидимый для глаз посторонних наблюдателей, успешно прошел испытания в СССР накануне Второй Мировой войны, а информация о нем приводится в классических трудах по истории советской авиации.