Разделы

Наука Маркет

Тяжелый марсианский зонд завершил переходный маневр

Тяжелый зонд Mars Reconnaissance Orbiter завершил переход на расчетную полярную орбиту вокруг Марса и приступает к выполнению научной программы.
Включение 11 сентября 6 двигателей ориентации на 12,5 минут позволило аппарату НАСА Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) изменить параметры орбиты таким образом, чтобы ее нижняя точка оказалась над Южным полюсом планеты, а верхняя – над Северным. Маневр стал самым продолжительным по времени включением двигателей зонда с марта 2006 года, когда для торможения зонда перед переходом на околомарсианскую орбиту они были включены на 27 минут.

«Данный маневр позволил нам перейти на орбиту, с которой будут осуществляться научные исследования, - приводит Space Daily слова Дэна Джонсона (Dan Johnston), заместителя руководителя программы MRO в лаборатории реактивного движения в Пасадене, Калифорния. – Это заметное достижение».

На протяжении сентября инженерам НАСА предстоит развернуть 10-метровую антенну MRO, а также снять защитные крышки с оптических инструментов зонда. Начало реализации основной части программы научных исследований начнется в ноябре 2006 года.

Начиная с ноября и на протяжении двух ближайших лет зонду предстоит собрать и передать на Землю массив данных о Марсе беспрецедентной детальности. Объем информации, которую ученые планируют получить с приборов зонда, превысит по объему все, что было передано до сих пор всеми автоматическими марсианскими разведчиками всех стран, вместе взятыми.

Какое «облако» подойдет вашей компании? Пройдите тест

Для перевода тяжелого аппарата с пролетной траектории на околомарсианскую орбиту конструкторы НАСА использовали сложную и рискованную процедуру аэродинамического торможения зонда в разреженной атмосфере планете, что позволило сбросить скорость без расходования топлива. С начала апреля по 30 августа 2006 года MRO совершил 426 витка вокруг планеты, проходя через верхние слои атмосферы на высоте от 98 до 105 км в периаресе (точке наибольшего сближения).

Аэродинамическое торможение позволило «бесплатно» затормозить аппарат, опустив апоарес (точку наибольшего удаления) с 45 тыс. км до 486 км. Для осуществления аналогичного маневра с использованием двигателей корабля ему потребовалось бы взять на борт 600 кг топлива дополнительно. Использование аэродинамического торможения требовало прецизионной точности управления зондом – в противном случае он мог либо сгореть в атмосфере, либо быть потерян безвозвратно. Для этого, в частности, использовались данные акселерометра, с помощью которых удалось определить структуру верхних слоев атмосферы Марса и ее изменение со временем.