Разделы

Наука Маркет

Тяжелый марсианский зонд завершил переходный маневр

Тяжелый зонд Mars Reconnaissance Orbiter завершил переход на расчетную полярную орбиту вокруг Марса и приступает к выполнению научной программы.
Включение 11 сентября 6 двигателей ориентации на 12,5 минут позволило аппарату НАСА Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) изменить параметры орбиты таким образом, чтобы ее нижняя точка оказалась над Южным полюсом планеты, а верхняя – над Северным. Маневр стал самым продолжительным по времени включением двигателей зонда с марта 2006 года, когда для торможения зонда перед переходом на околомарсианскую орбиту они были включены на 27 минут.

«Данный маневр позволил нам перейти на орбиту, с которой будут осуществляться научные исследования, - приводит Space Daily слова Дэна Джонсона (Dan Johnston), заместителя руководителя программы MRO в лаборатории реактивного движения в Пасадене, Калифорния. – Это заметное достижение».

На протяжении сентября инженерам НАСА предстоит развернуть 10-метровую антенну MRO, а также снять защитные крышки с оптических инструментов зонда. Начало реализации основной части программы научных исследований начнется в ноябре 2006 года.

Начиная с ноября и на протяжении двух ближайших лет зонду предстоит собрать и передать на Землю массив данных о Марсе беспрецедентной детальности. Объем информации, которую ученые планируют получить с приборов зонда, превысит по объему все, что было передано до сих пор всеми автоматическими марсианскими разведчиками всех стран, вместе взятыми.

Для перевода тяжелого аппарата с пролетной траектории на околомарсианскую орбиту конструкторы НАСА использовали сложную и рискованную процедуру аэродинамического торможения зонда в разреженной атмосфере планете, что позволило сбросить скорость без расходования топлива. С начала апреля по 30 августа 2006 года MRO совершил 426 витка вокруг планеты, проходя через верхние слои атмосферы на высоте от 98 до 105 км в периаресе (точке наибольшего сближения).

Аэродинамическое торможение позволило «бесплатно» затормозить аппарат, опустив апоарес (точку наибольшего удаления) с 45 тыс. км до 486 км. Для осуществления аналогичного маневра с использованием двигателей корабля ему потребовалось бы взять на борт 600 кг топлива дополнительно. Использование аэродинамического торможения требовало прецизионной точности управления зондом – в противном случае он мог либо сгореть в атмосфере, либо быть потерян безвозвратно. Для этого, в частности, использовались данные акселерометра, с помощью которых удалось определить структуру верхних слоев атмосферы Марса и ее изменение со временем.
Дмитрий Бондарь, «РТК-Солар»: Зрелость отечественных решений IdM сопоставима с иностранными
Импортозамещение