Разделы

Наука

Солнечное ралли набирает обороты

Легендарное американское шоссе Route 66 в это воскресенье превратится в сцену фантастического действа: 30 транспортных агрегатов, черпающих энергию прямо у Солнца и мало похожих на самые экстравагантные автомобили, начнут борьбу за звание мировых чемпионов в самом протяженном в мире (3700 километров) солнечном ралли. Прежний рекорд составляет 56 часов, 10 минут и 46 секунд. В нынешних гонках (они проводятся раз в два года) есть одна особенность - впервые к участию в чемпионате допущены двухместные машины.
В ралли, в котором отводят душу студенты - будущие инженеры, - популяризируется идея использования бесплатной солнечной энергии. Сами автомобили, правда, пока невероятно дороги и непрактичны – они стоят около $200 тыс. за штуку, однако прогресс не остановить, и солнечная энергия уже используется в промышленных масштабах, в том числе для снабжения энергией офисных комплексов и жилых зданий.

Условиями чемпионата разрешено устанавливать на одноместной машине солнечные элементы общей площадью до восьми квадратных метров. Гонки разрешены на протяжении десяти часов в сутки, запрещается превышать скорость. Побеждает тот, кто придет к финишу раньше других (по итогам общего зачета).

В новой категории двухместных машин в этом году будут участвовать три машины. Одна из них - SpectrUM, сконструированная группой под руководством аспиранта Мичиганского университета Энн Арбор (ее предыдущий автомобиль и поставил в прошлом году рекорд), при весе 410 кг с водителем и пассажиром может развивать скорость до 120 километров в час.

Аналогичные соревнования проводятся и в Австралии, и зачастую одни и те же машины принимают участие в обоих ралли. В американских есть одна особенность. Все группы разбиты на две категории: stock class, в которой принимают участие агрегаты, изготовленные из дешевых комплектующих, производимых серийно, и open class, в которой дозволяется использовать все самое лучшее, что только можно достать за деньги.

Конструкторы чудо-машин стремятся использовать самые высокоэффективные солнечные элементы, какие только имеются на сегодняшний день (ныне - это двух - и трехслойные элементы из арсенида галлия, аналогичные устанавливаемым на космических кораблях). Однако и в этом случае мощность автомобиля составляет от силы 1,6 кВт - это примерно столько, сколько требуется нормальному фену. Поэтому конструкторская мысль, в первую очередь, устремлена на то, чтобы как можно меньше энергии терялось на пути от солнечных элементов к колесам, а также на снижении трения и воздушного сопротивления.

Импортозамещение SIEM: что важно учесть
Импортозамещение

Еще одна новость открывающегося чемпионата - присутствие на ней группы, которая будет использовать в качестве двигателя силу ветра. Детали устройства их агрегата держатся в секрете до начала гонок. Попасть на чемпионат группе удалось после того, как было показано, что ветер будет вырабатываться вследствие нагрева солнечными лучами. Предполагается, что использование нового для автомобилей способа преобразования солнечной энергии в механическую вдохновит конструкторскую мысль на новые достижения и существенно скажется на результатах будущих чемпионов ралли.

Источник: по материалам журнала Nature. Фото: American Solar Challenge.