Разделы

Цифровизация Внедрения

Электронные платежи решат проблему «зайцев»?

Санкт-Петербург может уже к 2008 г. получить систему электронных платежей на наземном транспорте. Предполагается, что такое внедрение сделает процесс расчетов за проезд более удобным и решит проблему «зайцев». Между тем, пока не ясно, в каком именно виде новая система платежей будет внедряться. Также, уверенности в том, что система е-платежей устроит всех и обеспечит большую собираемость оплаты за проезд, нет.
В феврале 2007 г. кондукторы всех транспортных парков города уже перешли на электронную систему контроля с использованием ручных валидаторов, с помощью которых проверяются проездные. Однако это не принесло ожидаемых результатов. Чиновники от транспорта остались недовольны. «Система не исключает влияние человеческого фактора, иногда кондукторы не успевают подойти ко всем пассажирам, и мы теряем выручку», — говорит исполняющий обязанности начальника службы движения ГУП «Горэлектротранс» Владимир Кабонин.

В связи с этим, было принято решение в 2008 г. внедрить в системе наземного транспорта Санкт-Петербурга стационарные валидаторы, которые сведут влияние человека на процесс сбора оплаты к минимуму. «За электронными системами - будущее. Это сделано, в первую очередь, для удобства пассажиров», - заявил начальник отдела организации пассажирских перевозок петербургского комитета по транспорту Кирилл Петренко.

Источник CNews в ГУП «Пассажиравтотранс» сообщил, что опыт Москвы с турникетами на наземном транспорте решили не использовать. Как стало известно CNews, решение представляет собой несколько считывающих устройств, расположенных в пространстве салона автобуса, троллейбуса или маршрутного такси. Устройства соединены с бортовым компьютером, установленным на данном транспортном средстве. Пассажиры, прикладывая специальные карты, оплачивают поездку. По прибытии в парк, информация об оплате считывается на центральный компьютер. Система также предполагает встроенный в бортовой компьютер GPS-модуль, с помощью которого будет отслеживаться положение транспортного средства на маршруте. Цель внедрения — полностью изъять денежную массу с циркулирующего по городу транспорта.

Контролеров петербургского транспорта оснастят электронными приборами, определяющими зайцев
Контролеров петербургского транспорта оснастят электронными приборами, определяющими "зайцев"

Минусом такого решения является то, что оно не исключает кондукторов, они будут выполнять функцию контролеров. У кондуктора в новой системе будет возможность заблокировать работу считывающих устройств и проверить, кто из пассажиров не оплатил проезд. Контролеров оснастят приборами, которые покажут, заплатил пассажир или нет. Также на каждой конечной станции кондуктор обязан приложить валидатор к специальной метке, что является подтверждением прибытия и отправления автобуса с конечной в точно установленное время.

Где тонко, не рвется: как BI-продукты помогают увидеть узкие места и принять верное решение
Импортонезависимость

Однако в последнее время большинство этих контрольных меток стали бесследно пропадать, что повлекло серьезные задержки в работе общественного транспорта. Жалуются на валидаторы и транспортники. По словам первого заместителя гендиректора ОАО «Третий парк», устройства, внедренные в феврале в тестовом режиме, крайне ненадежные, в первый месяц работы 10% вышли из строя.

Тем не менее, планируется, что на разработку и внедрение новой системы стационарных валидаторов будет выделено 25-30 млн рублей. Опытным полигоном выбран автобусный парк №2, где пилотный вариант в конце лета планируют внедрить на маршруте №85. Однако, по информации от источника, близкого к руководству парка, на данный момент никаких конкретных шагов по внедрению системы не сделано. «В лучшем случае, успеют к октябрю», - заявил источник.

Разработкой решения новой системы должно было заняться ООО «Стэк», которое категорически отказалось от комментариев до тех пор, «пока не будут достигнуты первые результаты». «Чтобы не сглазить», — пояснили в компании.

Олег Горбатов