Электронные платежи решат проблему «зайцев»?
Санкт-Петербург может уже к 2008 г. получить систему электронных платежей на наземном транспорте. Предполагается, что такое внедрение сделает процесс расчетов за проезд более удобным и решит проблему «зайцев». Между тем, пока не ясно, в каком именно виде новая система платежей будет внедряться. Также, уверенности в том, что система е-платежей устроит всех и обеспечит большую собираемость оплаты за проезд, нет. В феврале 2007 г. кондукторы всех транспортных парков города уже перешли на электронную систему контроля с использованием ручных валидаторов, с помощью которых проверяются проездные. Однако это не принесло ожидаемых результатов. Чиновники от транспорта остались недовольны. «Система не исключает влияние человеческого фактора, иногда кондукторы не успевают подойти ко всем пассажирам, и мы теряем выручку», — говорит исполняющий обязанности начальника службы движения ГУП «Горэлектротранс» Владимир Кабонин.В связи с этим, было принято решение в 2008 г. внедрить в системе наземного транспорта Санкт-Петербурга стационарные валидаторы, которые сведут влияние человека на процесс сбора оплаты к минимуму. «За электронными системами - будущее. Это сделано, в первую очередь, для удобства пассажиров», - заявил начальник отдела организации пассажирских перевозок петербургского комитета по транспорту Кирилл Петренко.
Источник CNews в ГУП «Пассажиравтотранс» сообщил, что опыт Москвы с турникетами на наземном транспорте решили не использовать. Как стало известно CNews, решение представляет собой несколько считывающих устройств, расположенных в пространстве салона автобуса, троллейбуса или маршрутного такси. Устройства соединены с бортовым компьютером, установленным на данном транспортном средстве. Пассажиры, прикладывая специальные карты, оплачивают поездку. По прибытии в парк, информация об оплате считывается на центральный компьютер. Система также предполагает встроенный в бортовой компьютер GPS-модуль, с помощью которого будет отслеживаться положение транспортного средства на маршруте. Цель внедрения — полностью изъять денежную массу с циркулирующего по городу транспорта.
Контролеров петербургского транспорта оснастят электронными приборами, определяющими "зайцев"
Минусом такого решения является то, что оно не исключает кондукторов, они будут выполнять функцию контролеров. У кондуктора в новой системе будет возможность заблокировать работу считывающих устройств и проверить, кто из пассажиров не оплатил проезд. Контролеров оснастят приборами, которые покажут, заплатил пассажир или нет. Также на каждой конечной станции кондуктор обязан приложить валидатор к специальной метке, что является подтверждением прибытия и отправления автобуса с конечной в точно установленное время.
Однако в последнее время большинство этих контрольных меток стали бесследно пропадать, что повлекло серьезные задержки в работе общественного транспорта. Жалуются на валидаторы и транспортники. По словам первого заместителя гендиректора ОАО «Третий парк», устройства, внедренные в феврале в тестовом режиме, крайне ненадежные, в первый месяц работы 10% вышли из строя.
Тем не менее, планируется, что на разработку и внедрение новой системы стационарных валидаторов будет выделено 25-30 млн рублей. Опытным полигоном выбран автобусный парк №2, где пилотный вариант в конце лета планируют внедрить на маршруте №85. Однако, по информации от источника, близкого к руководству парка, на данный момент никаких конкретных шагов по внедрению системы не сделано. «В лучшем случае, успеют к октябрю», - заявил источник.
Разработкой решения новой системы должно было заняться ООО «Стэк», которое категорически отказалось от комментариев до тех пор, «пока не будут достигнуты первые результаты». «Чтобы не сглазить», — пояснили в компании.