Рынок планшетов в России оказался перенасыщен
Аналитики заявили о перенасыщении рынка планшетных компьютеров в России. В результате по итогам 2015 г. он показал негативную динамику. При этом величина падения была усилена вследствие кризиса.
Падение продаж
Рынок планшетных компьютеров в России в 2015 г. сократился на 33% до 6,2 млн устройств с 9,3 млн в 2014 г., сообщает J’son & Partners Consulting. Общемировые продажи планшетов тоже сократились, но не так сильно — на 10% относительно итогов 2014 г. В денежном выражении падение составило также 33%, до p53,5 млрд, добавили в «Связном».
Согласно IDC, в 2015 г. в России было продано 6,1 млн планшетов. В денежном выражении рынок сократился на 53,5%, по данным IDC.
Отказ в пользу смартфонов
«Планшетные ПК не являются товаром первой необходимости, и вместе со снижением покупательной активности в начале 2015 г. многие российские пользователи стали отказываться от приобретения планшетных ПК в пользу смартфонов как более универсальных мобильных устройств», — отметили аналитики. По оценкам J&P, планшетофоны — смартфоны с диагональю более 5 дюймов — еще в середине 2015 г. обогнали в России планшетные компьютеры по продажам в штучном выражении.
«Таким образом, планшеты в целом становятся менее популярным типом мобильных устройств, а в России от них отказываются еще и вследствие общей неблагоприятной экономической ситуации», — заключили в компании.
Продажи планшетов в России в 2013-2015 гг. (млн шт.)
Источник: J’son & Partners Consulting
«Однако сказать, что, например, смартфоны могут заменить планшеты, нельзя. Это разные устройства, и тенденции к полной замене одного другим мы не наблюдаем», — отметила PR-директор компании «Евросеть» Ульяна Смольская.
Перенасыщение рынка
В 2013–2014 гг. доля России в общемировых продажах планшетных компьютеров достигала 3–4 %, что существенно превысило аналогичный показатель по смартфонам, который составил 2%. Таким образом, к началу 2015 г. российский рынок планшетных ПК уже был перенасыщен, и сокращения продаж в 2015 г. можно было ожидать и при стабильной макроэкономической ситуации, добавили эксперты.
«В 2014 г. уровень проникновения планшетов на российском рынке достиг рекордных показателей, превысив общемировые. Если в мире один проданный планшет приходился на пять реализованных смартфонов, то в России каждый третий покупатель умного телефона приобретал себе планшет», — пояснила руководитель пресс-службы «Связного» Мария Заикина.
«Кризис как фактор скорее повлиял на динамику падения рынка, чем на тренды, которые на нем сформировались», — добавила она.
Средняя розничная стоимость планшета в России, тыс. руб.
Источник: J’son & Partners Consulting
Несмотря на девальвацию рубля, в 2015 г. средняя розничная стоимость планшета в России сократилась примерно на 2% по сравнению с 2014 г. и составила p8,4 тыс. — это самый низкий показатель за всю историю российского рынка планшетных компьютеров. Главной причиной снижения стоимости является растущая популярность в России устройств от B- и С-брендов и снижение доли производителей, ориентированных на премиальный сегмент.
Прогноз
В следующие 1–2 года показатели продаж планшетных компьютеров в России не смогут вернуться к докризисному уровню, при этом аналитики J&P не ожидают и какого-либо нового значительного сокращения рынка. В «Евросети» не исключают 10-процентного падения продаж планшетов в России в 2016 г. по сравнению с 2015 г. в количественном выражении.