Разделы

Цифровизация Внедрения ИТ в банках

В «Газпромбанке» внедрены «Главная книга» и автоматизированная система обогащения данных для отчетности

В течение полутора лет в «Газпромбанке» (ГПБ) эксплуатируется система «Главная бухгалтерская книга банка» («Главная книга»), разработанная компанией CUSTIS для поддержки централизованного учета в банке. Одновременно была разработана и внедрена в опытно-промышленную эксплуатацию автоматизированная система обогащения данных «Компонент разметки отчетности» (АС КРО).

«Главная книга» интегрирует учетные данные из нескольких автоматизированных систем «Газпромбанка», функциональность которых охватывает широкий спектр операций. Для обогащения этих данных перед публикацией в отчетах создана система КРО.

Внедрение систем «Главная книга» и КРО выполнялось в рамках проекта ГПБ по выстраиванию компонентной ИТ-архитектуры и централизации информационных систем банка. Решая эти задачи применительно к области бухгалтерского учета, «Главная книга» в ИТ-архитектуре банка стала единой точкой контроля и координации учета. Система обеспечивает управление планами счетов и аналитическими счетами, контроль учетной политики банка, управление операционным днем в многокомпонентной среде, распространение правил учета и контроль их исполнения в других бизнес-приложениях банка, а также формирование оперативной отчетности по головному офису и консолидированной по банку.

При разработке и внедрении «Главной книги» в полной мере было выдержано требование банка о сохранении ИТ-ландшафта и организации двустороннего взаимодействия «Главной книги» с другими бизнес-приложениями информационной системы банка. В результате фокусировка на централизации учета не сказалась на основных функциях других бизнес-систем.

Помимо централизации учета банком была поставлена связанная с ней задача централизованной подготовки отчетности многофилиального банка. Ее решает АС КРО, являющаяся связующим звеном между новой «Главной книгой» и системой генерации отчетности банка. Функции АС КРО в рамках компонентной ИТ-архитектуры: консолидация из различных систем банка данных для отчетов, их обогащение и структурирование, формирование отчетов.

Необходимость подобной системы обусловлена тем, что данные, поступающие в «Главную книгу» из разных бизнес-приложений, нуждаются в обогащении для корректного формирования бухгалтерских отчетов. Специальные процедуры помогают классифицировать и обогащать эти данные непосредственно в АС КРО, не нагружая существующие бизнес-приложения нецелевой для них информацией. В АС КРО также возможно предварительное структурирование данных. Это позволяет до включения в отчеты проверять их на корректность и полноту: наглядное представление в отчетной форме дополнено возможностью детализировать каждую сумму до первичных данных.

В АС КРО можно быстро вносить изменения в состав данных, включаемых в отчет, добавлять агрегированные данные, создавать новые версии отчетов, выполнять массовые исторические правки на больших объемах данных. Сохранение истории правок обеспечивает корректное воспроизведение отчетов на любой момент времени за любой отчетный период.

Дополнительные реквизиты для обогащения данных хранятся в АС КРО со ссылкой на те объекты в бизнес-системах, которые они обогащают (счета, проводки, информация о клиентах, валютах и т. д.) – детализации исходных данных в системах-источниках не требуется.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

В АС КРО реализовано управление отчетными периодами и ведение графика сдачи отчетных форм, можно контролировать сроки при подготовке отчетов в различных подразделениях банка. Архивное хранение отчетов и структурированных данных ускоряет получение отчетов при повторном к ним обращении (за текущие и закрытые отчетные периоды), а также помогает выявлять утратившие актуальность.

Существует возможность одновременной работы в нескольких отчетных периодах или с несколькими отчетными датами. Задачи контроля отчетных периодов и сроков сдачи отчетных форм включаются в процедуру закрытия операционного дня. По результатам закрытия отчетных периодов (которые могут не совпадать с закрытием операционного дня) блокируется возможность корректировать данные, уже вошедшие в какие-либо отчеты.

Михаил Константинов, начальник департамента разработки и внедрения автоматизированных систем ГПБ, так характеризует результаты проекта: «Разработанный нами совместно с компанией CUSTIS комплекс систем в полной мере выполняет задачи, поставленные банком для данного проекта – обеспечить централизованное ведение всех видов учета. «Главная книга» помогает гибко и оперативно реагировать на изменение правил учета, поскольку она в автоматическом режиме отслеживает выполнение требований внешних регуляторов и учетной политики самого банка.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

CUSTIS демонстрирует профессиональный подход, необходимый для разработчика, работающего в сложном ИТ-ландшафте одного из крупнейших банков страны. Компания участвует в решении стратегических задач «Газпромбанка», демонстрируя при этом глубокое погружение в предметную область, внимательное отношение к сложившимся бизнес-процессам, оперативную реакцию на изменения требований, неизбежно возникающие в ходе проекта».

Сергей Тихомиров, первый заместитель генерального директора компании CUSTIS, отмечает: «В ГПБ выстроен процесс управления сложными проектами, который позволил нам совместно с нашим заказчиком эффективно решить поставленные задачи. Одновременно с внедрением нового ИТ-решения, которое разработала наша компания, в рамках проекта производились изменения во взаимодействии систем, что позволило повысить качество учетных данных. В настоящее время мы ведем ряд проектов внедрения наших решений, которые вместе с «Главной книгой» образуют единый учетный контур банка».

Михаил Иванов