Разделы

Телеком Мобильная связь Инфраструктура

Russia&CIS com 2008: "Большая тройка" рвет мир на части?

Российский телеком-сектор продолжает расти. Одной из первоочередных задач, стоящих перед игроками, является дальнейшее увеличение доходов. Основными способами операторы называют внедрение дополнительных услуг, повышение лояльности клиентов, освоение "смежных" сегментов и выход на международный рынок. Последний начинают активно использовать российские компании "большой тройки": "Мегафон", МТС и "Вымпелком".

Владимир Филипьев: Для развития рынку дополнительных услуг необходим толчок

На вопросы CNews ответили директор офиса по работе с клиентами компании Bercut Владимир Филипьев и генеральный директор компании Vasap Сергей Ермилов.

CNews: Как вы оцениваете состояние российского рынка дополнительных услуг?

Владимир Филипьев: Рынок дополнительных услуг остается стабильным на уровне 13 -16% в общих доходах операторов. В стадии развития находится только мобильный интернет, аудитория которого в 2007 г. выросла на 25%, составив около 20 млн абонентов. Очевидно, что для развития рынку дополнительных услуг необходим толчок. И толчок этот должен быть не в виде какой-то ударной услуги или набора услуг, которые резко повысят VAS ARPU, скорее, это должен быть новый комплексный подход к предоставлению услуг в целом.

Сергей Ермилов: Во-первых, говоря об услугах с добавленной стоимостью, надо отметить, что наблюдаемый ныне прирост ARPU объясняется как раз их развитием. Во-вторых, рост количества услуг значительно опережает рост ARPU от этих услуг. То есть получается, что сейчас оператору необходимо получить какие-то новые инструменты, чтобы выровнять это расхождение между ростом количества и качеством.


Владимир Филипьев: Рынок дополнительных услуг остается стабильным на уровне 13 -16% в общих доходах операторов

CNews: И что вы предлагаете для выравнивания этого расхождения?

Владимир Филипьев: Концепцию VAS Commerce – непрерывную цепочку продаж дополнительных услуг. Сейчас в сетях операторов уже достаточно много услуг, и очевидно, что внедрение новых существенного роста доходов не даст. Поэтому, если говорить о новых инструментах, мы предлагаем подход к продаже этих услуг как к продаже обычных товаров. Инструментом повышения эффективности продаж дополнительных услуг является ведение процесса таким образом, чтобы клиент мог совершить покупку в пределах одной интерактивной сессии. То есть абонент получает информацию и тут же может запросить дополнительные сведения, если инициирующее сообщение его заинтересовало, а затем одной кнопкой совершить покупку. При этом оператору не нужно использовать дополнительные дорогостоящие каналы информирования, а покупка совершается сразу же, мгновенно.


Сергей Ермилов: Рост количества услуг значительно опережает рост ARPU от этих услуг

CNews: Как эта модель показала себя на практике?

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

Владимир Филипьев: С одним из российских GSM-операторов мы попробовали подойти к решению проблемы именно таким образом и получили существенные результаты. При снижении затрат на эффективный контакт в три раза рост проникновения услуги составил два процента за один месяц. То есть доход от услуги при отсутствии прямого продвижения не просто стабилизировался, но даже начал расти.

CNews: Каким вы видите дальнейшее развитие рынка VAS?

Владимир Филипьев: Очевидна тенденция роста доходов от дополнительных услуг. Вопрос в темпах роста, т.к. поддержание динамики возможно только при условии использования новых инструментов. Уже сейчас операторы столкнулись со сложностями в управлении сотнями дополнительных услуг, но они по-прежнему не хотят становиться просто транспортом для передачи услуг, хотя конкуренцию операторам уже составляют Google, Yahoo! и другие интернет-игроки. Безусловно, в ближайшие три-четыре года ситуация драматически не изменится, и операторы сохранят за собой позицию поставщика конечного сервиса для абонента.

Одна из альтернативных моделей - операторы превратятся в поставщиков базовых и дополнительных услуг, которые будут бесплатны для конечного абонента. За услуги будут платить рекламодатели. В Европе уже существует оператор, работающий по такой схеме. Таким образом, первые шаги в этом направлении уже происходят, но насколько жизнеспособна такая модель, покажет время.