Разделы

Бизнес Кадры

PR в ИТ: рассматриваем возможности

PR в ИТ и телекоме является одним из проверенных и эффективных инструментов привлечения клиентов и формирования имиджа компании. Что составляет основу PR-деятельности в ИТ? Какой нужен PR-инструментарий для ИТ-компаний? Есть ли у ИТ-рынка своя специфика? Попробуем разобраться с этими вопросами.

Наличие качественных и прочных связей с представителями СМИ в условиях ведения бизнеса в информационном обществе является первоочередной задачей. Тем не менее, в технологических секторах, в частности в ИТ и телекоме, этому зачастую не придают должного значения. Специфика ведения ИТ-бизнеса, отраслевое разделение компаний, высокий уровень конкуренции, размеры компаний - все это обуславливает характер выполнимой работы и трудности, возникающие при продвижении ИТ-заказчика. Среди последних - сложность определения целевой аудитории (целевых СМИ) из-за большого разнообразия специализаций в ИТ. В Сети существуют сайты, посвященные отдельным областям ИТ, однако стоит отметить, что практика размещения публикаций в них непрофильным компаниям смысла не имеет.

ИТ не знаком с PR

При работе следует учитывать когнитивные особенности специалистов ИТ-профессий. В большинстве своем, это люди с формально-логическим видом мышления, которое переводит любую деятельность на язык схем и алгоритмов. Это подразумевает точный расчет и не предполагает никаких отступлений от намеченного плана, задержек и переносов сроков. PR-служба в понимании ИТ-специалистов должна работать в этом же формате - получить запрос от СМИ, написать ответ и опубликовать его. При этом подходе не учитывается человеческий фактор. Принимая во внимание и "сложность ИТ-мышления", и "сложность реализации PR-действий", мы приходим к выводу, что для ИТ-специалистов необходимо построить PR непосредственно самих PR-услуг особым образом: в виде алгоритмической схемы, в которой будет место "человеческому фактору" как самой непредсказуемой переменной в формуле успешного PR.

Под человеческим фактором в этой схеме можно подразумевать отсрочки и переносы сроков публикации, отказ от размещения информации на этапе финального согласования, важность соблюдения сроков подачи материалов, ценность каждого входящего запроса от СМИ и др. Например, для начала необходимо познакомиться с редактором интересующего издания и наладить коммуникацию. При получении запроса от журналиста необходимо учитывать и тот факт, что у редактора издания могут возникать замечания и уточнения, приводящие к видоизменению и доработке итогового материала. Это может вызвать недовольство заказчика, поэтому, начиная обслуживать ИТ-компанию, нужно заранее найти с клиентом общий язык, объяснить суть PR-работы, ее особенности.

Априори PR-специалисты – и в пиар-агентствах, и внутри компаний - не могут знать больше, чем знают сами ИТ-специалисты. Обратное тоже верно: ИТ-специалисты не могут быть профессионалами в пиаре. Поэтому и тем, и другим необходимо время, чтобы войти в курс дела. После знакомства с рынком специалисту по PR нужно будет определить, к какому сегменту относится компания-заказчик, выбрать специализированные СМИ, начать знакомство с ними, и далее по стандартной схеме развития общественных связей осуществлять продвижение. Вопрос состоит в том, насколько далеко будет простираться "выбор потерь": терять понимание продвигаемого предмета или терять возможные контакты в СМИ? Один из выходов заключается в ориентации на интерес журналистов издания. Разобраться в этом поможет мониторинг конкурентной среды, из которого станет ясно, какие темы обсуждаются, каковы критерии публикуемых материалов, какого уровня спикеры приветствуются на текущий момент и т.п.

Конфиденциальность

Как было сказано выше, очень часто результат работы ИТ-специалиста конфиденциален – особенно если дело касается, например, разработки систем, критически важных для бизнеса и с повышенными требованиями к надежности, и т.п. Например, компаниям, разрабатывающие ПО для сотовых операторов, или биллинговым компаниям, строго запрещено разглашать сведения об абонентах (количество, суммы счетов, обороты и т.п.) Закрытая информация также может касаться партнеров, сотрудников или руководителей компании-заказчика. В таком случае заказчик либо откажет в публикации информации, либо разрешит опубликовать столь малую ее часть, что она будет неинтересна изданиям.

К сожалению, эту проблему решить невозможно. Поэтому главным здесь будет нераскрытие данных без согласования с заказчиком, потому что в таком случае гарантирована потеря клиента. Чтобы избежать таких последствий, нужно установить контакт с пресс-службой клиента ИТ-компании, которая будет заниматься согласованием фактов, предоставлением комментариев и т.д. В частности, в пресс-службах крупных корпораций есть специалисты, занимающиеся именно согласованием "партнерских пресс-релизов".

Целевые аудитории

У ИТ-компаний есть различные целевые аудитории, каждая из которых заостряет внимание на определенных, важных для нее моментах.

Как российские компании снижают риски зависимости от одного облачного провайдера?

Цифровизация

Основные целевые аудитории ИТ-компаний и каналы воздействия

Аудитория Ценит Каналы воздействия
ИТ-директора и руководители ИТ-отделов Опыт, проверенную надежность, высокий профессионализм, личные связи Ведущие тематические интернет-издания, периодические деловые СМИ первой величины, профессиональная литература, конференции
Отделы развития продуктов/услуг Незаменимых помощников, инновационные решения, экономность Специализированные издания, паблисити (распространение информации), личные контакты
Компании-системные интеграторы и производители ПО Разумные цены, соблюдение сроков, специализацию, "безотказность" Специализированные СМИ формата B2B, рекомендации других клиентов, рекомендации конечного заказчика.
Партнеры и конкуренты Серьезность намерений, перспективность, профессионализм, динамичное развитие Профессиональные ассоциации, конференции, паблисити
Общественное мнение, потенциальные сотрудники Престиж и известность торговой марки, заботу о сотрудниках, состоятельность, открытость и готовность к общению Деловые ассоциации, массовые СМИ и телевидение, журналы об HR, карьере, образовании
Государственные органы Компетентность, прозрачность Профессиональные конференции, профессиональные ассоциации, открытые заседания Госдумы России и Торговых Палат, авторские статьи

Источник: "Простор: PR & Консалтинг", 2009

До каждой из целевых аудиторий следует донести определенные "послания", целью которых является формирование единого заданного образа и подготовка принятия решения потенциального клиента о совместной работе.

PR-инструменты

Евгений Свидерский, Itglobal.com: Мы знаем, как адаптировать IaaS под современные задачи бизнеса

Цифровизация

Для эффективной работы PR-специалист обязан использовать несколько инструментов. Самыми распространенными из них являются корпоративный сайт, публикации в СМИ, мониторинг информационной среды, рассылка пресс-релизов, участие в мероприятиях, рейтингах и ведение блогов.

Любой ИТ-специалист понимает роль сайта в продвижении компании. В качестве рекомендации необходимо упомянуть о размещении всех новостей фирмы в соответствующем разделе, а также о поддержке рубрики "Публикации", где нужно размещать все материалы о компании, интервью и т.д., которые выходили в печатных и электронных СМИ. В "Контактах" всегда надо указывать человека, ответственного за PR и связь со СМИ.

Самый важный этап в продвижении компании – публикация в СМИ. Достигнуть этого можно в несколько этапов. Первым шагом должно стать определение целевых СМИ, соответствующих профилю деятельности компании. Далее необходимо познакомиться с редакторами или корреспондентами выбранных изданий. Для этого PR-специалисту нужна справка о компании (развернутая и краткая), в которой обязательно должны быть указаны: дата основания, главные проекты и клиенты, виды предоставляемых услуг, контакты. Желательно также иметь краткие биографические справки и качественные и актуальные фото сотрудников.