Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения

Максим Лобанов: В ИТ мы исповедуем принцип разумного инвестирования

Большая часть российской нефтехимической отрасли в силу исторических причин сосредоточилась внутри одного холдинга – концерна СИБУР. В это гигантское образование вошли самые различные предприятия, как по ассортименту выпускаемой продукции, так и по характеру самого бизнеса. И уровень их информатизации кардинально различается. Где-то до сих пор стоят самописные системы, а где-то уже работают современные ERP-решения. Но руководство холдинга не планирует повсеместного внедрения единой ИТ-системы и придерживается принципа сохранения сделанных инвестиций. О том, как управлять столь разнородным ИТ-пространством, рассказывает начальник Управления информатизации ООО "СИБУР" Максим Лобанов. Полную версию интервью читайте в июльском номере журнала CNews.

При этом управленческая и бухгалтерская отчетность должна подаваться в точном соответствии с международными стандартами. И эта задача достаточно прозрачна. "Газпром" требует от нас примерно того же, чего мы требуем от предприятий на местах.

CNews: Любая автоматизация подразумевает некие организационные преобразования. Как она проходила у вас?

Максим Лобанов: Автоматизация шла одновременно с преобразованиями в компании, а именно – внедрением ERP-систем в управляющем холдинге. На сегодня закончены работы в области автоматизации логистики, в финансах проект еще не завершен. Автоматизацию логистики мы делали в соответствии с преобразованиями, которые осуществлялись с точки зрения бизнеса. Это дробления на подразделения, на дирекции. И продукты Oracle здесь показали себя достаточно гибкими. Они позволяют оперативно менять производственную структуру внутри системы, для того чтобы можно было отреагировать на изменения бизнеса.

CNews: Особенность многих российских холдингов – распределенность предприятий по огромной территории. Как при помощи ИТ минимизировать географический фактор? Как сократить транспортные расходы?

Максим Лобанов: Когда выбиралась ИТ-система, еще один довод "за" в пользу Oracle заключался в том, что на тот момент это была единственная компания, которая предлагала тонкий клиент. В 2004 году у Сибура не было собственной корпоративной сети передачи данных и пришлось выбирать систему, которая могла бы успешно работать в общественных сетях связи. Дело даже не в пропускной способности телефонных линий – мы хотели использовать публичные каналы шифрования. На данный момент, конечно, у нас уже есть своя сеть передачи данных, которая активно развивается.


Максим Лобанов: Общая политика компании – исходить из принципов разумной централизации

В области оптимизации перевозок у нас только начинает разрабатываться концепция информатизации. Но с точки зрения минимизации затрат, это бизнес-задача, которая была успешно решена. У нас работает организационная модель, которая оптимизирует потоки между предприятиями.

CNews: Как реализуется ИТ-политика на региональных предприятиях?

Максим Лобанов: Общая политика компании – исходить из принципов разумной централизации. То есть мы централизуем большинство функций, но в любом случае по каким-то вопросам решения на местах принимаются самостоятельно. Определенную долю свободы выбора филиалам мы оставляем.

CNews: Есть ли на рынке какие-то технологические новинки, которые если не сейчас, то хотя бы в ближайшем будущем вам хотелось бы применить?

Максим Лобанов: Я в большей степени отвечаю за информационные системы, и могу сказать, что нам интересны в первую очередь веб-приложения, которые ориентированы на Web 2.0, то есть приложения по коллективной работе.


Максим Лобанов: Нам интересны в первую очередь веб-приложения, которые ориентированы на Web 2.0

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Также мы уделяем внимание решениям, обеспечивающим предоставление бизнес-информации с транзакционной системы в том виде, в котором ее привык воспринимать пользователь. Или в том виде, в котором ее привыкло воспринимать руководство, – например, приложения BI.

CNews: Ряд экспертов придерживается мнения, что BI в России нет. Все установленные системы просто автоматизируют какой-то процесс и предоставляют отчеты. А BI подразумевает работу со знаниями.

Максим Лобанов: Я с этим утверждением в какой-то мере согласен. Для полноценных BI необходимо, чтобы в информационных системах компаний накопился определенный объем приват-информации, которую можно каким-то образом анализировать. И ситуация постепенно меняется. Если, скажем, год назад менеджмент мыслил месяцами и анализом плана и факта, то сейчас он мыслит уже сравнением текущего года с прошлым годом, отдельного периода текущего года с аналогичным периодом прошлого года, и, думаю, что через год руководство будет мыслить уже пятью годами. И потом, уже сегодня требования возрастают настолько, что менеджеры стремятся сравнивать не только показатели внутри предприятия от года к году, но и параметры компании по сравнению с общей динамикой рынка. То есть, мы стараемся развиваться в рамках общих тенденций.

Сергей Филимонов / CNews