Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Как настроить ИТ под МСФО?

Использование МСФО сегодня является важным инструментом стратегического развития предприятия. Для регулярного формирования международной отчетности необходима подходящая информационная система. Безусловно, ее внедрение в корпоративное ПО компании связано с рядом сложностей и требует временных и финансовых затрат. Чтобы их минимизировать, необходимо знать особенности внедрения такой системы.

Мэппинг справочников представляет собой особую структуру перераспределения расходов и доходов, активов и обязательств между счетами плана счетов на основе значений элементов справочников. В случае если какая-либо хозяйственная операция учитывается в МСФО иначе, чем в российском учете, она автоматически переносится на другие счета учета в зависимости от алгоритма, описанного в мэппинге (карте соответствия) справочников.

Хорошей традицией при разработке информационных систем учета МСФО является использование карты корректировочных проводок, которая представляет собой закрытый перечень всех возможных корректировочных проводок, которые необходимо сделать в дополнение к данным, перенесенным из российского учета. В этой карте описывается корреспонденция счетов и механизм отражения этих корректировок в международном учете. Бухгалтеру остается лишь принять решение, какие именно операции классифицировать под ту или иную корректировку, и рассчитать сумму этой корректировки.

В МСФО, в отличие от российского учета, содержание форм отчетности точно не регламентировано, но, тем не менее, с учетом специфики предприятия необходимо разработать и реализовать в программном продукте отчетные формы, чтобы получать уже готовую для презентации отчетность по МСФО. Чтобы заполнять формы информацией, нужно разработать инструкцию по заполнению форм отчетности, которая представляет собой подробный алгоритм автоматизированного заполнения информационной системой каждой строки отчетных форм – то есть список формул, собирающих информацию со счетов международного учета.

Таким образом, данные о хозяйственных операциях с учетом корректировок, осуществляемых при помощи мэппинга и вводимых в программу дополнительно на основе карты корректировок, формируют итоговые формы отчетности по МСФО.

Обычно в информационной системе имеется возможность автоматического создания баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета о движении капитала, примечаний к отчетности согласно МСФО.

Формы отчетности и примечания к ним могут быть автоматически сформированы в любой валюте (рубли, доллары, евро), позволяет предоставлять отчетность широкому кругу пользователей. Алгоритм такого пересчета отчетности из одной валюты в другую описан в стандартах МСФО (IAS 21), поэтому для правильной его реализации в информационной системе необходима разработка методики, в которой представлены правила и технология пересчета отчетности в разные валюты.

Главное – уметь использовать

Разработка вышеописанных документов позволит внедрить на предприятии готовый к использованию работающий программный продукт. После этого необходимо научить сотрудников правильно им пользоваться и эффективно в нем работать.

Дмитрий Бондарь, «РТК-Солар»: Зрелость отечественных решений IdM сопоставима с иностранными
Импортозамещение

Часто сотрудники того или иного предприятия очень неприязненно относятся к внедрению новых систем, поскольку на первых этапах работа в них может оказаться сложнее, чем в прежних условиях. Чтобы этого избежать, необходимо в процессе внедрения программного продукта привлекать консультантов для разработки второй части методических документов, регламентирующих процесс учета и использования ПО.

В состав этих документов входит учетная политика в привязке к информационной системе, методические документы и регламент ведения учета в программе. В методических документах должно быть подробно описано, как именно и на основе каких данных нужно рассчитывать дополнительные корректировочные проводки, как их отражать во внедряемом программном продукте.

В регламенте по ведению учета следует определить периодичность отражения в программном продукте проводок, время, которое должно тратиться на расчет каждой корректировки, и ее отражение в программном продукте. Кроме того, необходимо задать требования к штату сотрудников, чтобы эффективно распределить их рабочее время по периодам и не допустить авралов или периодов недостаточной загрузки.

В регламенте также следует предусмотреть формы первичных документов, которые будут использоваться в международном учете в программном продукте для документирования корректировочных проводок.

Как автоматизировать управление рисками ИБ в банке
ИТ в банках

Таким образом, внедрение информационных систем по ведению международного учета связано с рядом сложностей, однако эффективность работы в них существенно превосходит затраты на их внедрение. Процесс внедрения таких информационных систем занимает достаточно длительное время – в среднем 1- 1,5 года в зависимости от размера компании. Минимально короткий срок для внедрения информационной системы составляет порядка 6-8 месяцев при условии единства программного продукта, используемого в российском и международном учете и средних размеров фирмы.

Лев Шуклов