Спецпроекты

Елена Шарова: Мы разрушаем стереотипы

Интеграция Инфраструктура Бизнес-приложения
Рынок внедрения ERP-систем развивается в России очень динамично. Компании-поставщики стремятся активно продвигать новые решения и осваивают сегмент среднего бизнеса. Компания SAP в конкурентной борьбе сделала ставку на развитие партнерского сообщества, внедрила новую партнерскую программу SAP PartnerEdge. О том, как в условиях быстро меняющихся требований рынка чувствуют себя наиболее крупные партнеры SAP, CNews побеседовал с Еленой Шаровой, заместителем директора департамента корпоративных систем управления компании IBS.

CNews: Компания IBS была одним из "первопроходцев" на российском рынке SAP. Насколько эти продукты были востребованы российским рынком на момент их появления в вашем портфеле?

Елена Шарова: Действительно, в этом году исполняется 10 лет нашей работе с SAP. Лично я те первые шаги помню не с позиции руководителя, а еще с позиции консультанта, с которой я начинала свой путь в IBS. Тогда, в конце 90-х, крупные компании начали осознавать необходимость создания прозрачной финансовой системы, формализации бизнес-процессов, в связи с чем и начал проявляться определенный интерес к комплексным информационным системам класса ERP. Эти продукты тогда казались очень дорогими, а соответствующей индустрии консалтинга в России вообще не было – рынок только формировался. Преимущества ERP-решений необходимо было разъяснять и доказывать. То есть, как обычно, лидеру приходилось не только следовать спросу, но и формировать его, повышая осведомленность потенциальных заказчиков. Первые проекты, конечно, были "пробой пера" и для консультантов, и для заказчиков. Несколько первых лет потребителями таких систем были исключительно предприятия нефтегазовой отрасли. Спектр продуктов SAP, которые внедрялись, также был не очень широк – в основном это была базовая функциональность, автоматизирующая финансовый и логистический контур предприятия.


Елена Шарова: Заказчики прекрасно понимают, что им нужно, когда нужно, и почему им это нужно

Собственно, 10 лет мы потратили на то, чтобы вместе с SAP сломать эти стереотипы. Нам хотелось присутствовать в разных отраслях экономики и внедрять разнообразные современные программные продукты. Мне кажется, нам совместно с SAP это удалось. Примеров можно привести достаточно много – мы первыми в России создали команду и начали активно внедрять инструменты бизнес-анализа, системы управления персоналом SAP. Благодаря тому, что мы в свое время рискнули выйти с этими услугами на практически не готовый к этому рынок, сейчас у нас лучшие команды и солидный опыт по этим направлениям. Фактически мы принимали участие в создании рынка этих продуктов в России. То же касается и отраслевого продвижения – например, за три года, прошедших с момента нашего выхода в металлургию, мы стали крупнейшим поставщиком систем SAP в этой отрасли.

Так или иначе, рынок сегодня сильно изменился - и заказчики, и компании-интеграторы заметно "подросли". Заказчики стали более грамотными: они прекрасно понимают, что им нужно, когда нужно, и, что самое важное, почему им это нужно. Качественными стали не только идентификация собственных проблем, но и ожидания заказчика.

CNews: Каковы основные требования, которые предъявляют заказчики к внедренцу? И велика ли конкуренция между партнерами SAP?

Елена Шарова: Спрос на продукты SAP растет, и он порождает большое количество предложений – наряду с крупными компаниями услуги по внедрению предлагают мелкие фирмы, и просто команды консультантов-фрилансеров. Если заказчик делает выбор в пользу последних, то проект для него превращается в какой-то степени в лотерею. Точно нельзя сказать, сможет ли небольшая компания или группа консультантов выполнить до конца взятые на себя обязательства. Проект может быть не доведен до конца или выполнен не с тем качеством, которого заказчик ожидал. К сожалению, негативный опыт работы с недостаточно квалифицированными внедренцами отражается на всей нашей индустрии и на репутации продукта.

В целом же, рынок сложился и основные игроки на нем – крупные российские и иностранные компании, которые конкурируют на равных. Жесткой конкуренции не чувствуется – спрос на услуги гигантский, места пока хватает всем. Основная конкурентная борьба, кстати, разворачивается сегодня не за заказчиков, а за специалистов-консультантов. Зачастую в тендере побеждает тот, кто сможет показать подходящую по численности и квалификации проектную команду, а вовсе не тот, кто пообещает все сделать подешевле.

CNews: Консультанты по SAP являются одними из наиболее востребованных и высокооплачиваемых. Как вы оцениваете сегодняшний уровень зарплат специалистов по SAP – они соответствуют выполняемой работе или требования завышены? Как при таком спросе можно удерживать и пополнять коллектив SAP-консультантов?

Елена Шарова: Мы живем в рыночных условиях, и зарплата того или иного специалиста зависит от спроса. Я могу лишь признать, что уровень оплаты труда консультантов по SAP полностью соответствует ситуации на рынке. Изменится рыночная ситуация – изменятся и зарплаты.


Елена Шарова: Большинство из тех, кто работает в наших проектах – это специалисты, которых мы сами вырастили

Что касается удержания и мотивации специалистов, важно понимать, что зарплата – это не единственный мотивирующий фактор, и не стоит думать, что нас интересуют только большие и быстрые деньги.

CNews: Какими еще средствами можно бороться за специалистов?

Елена Шарова: Прежде всего, большинство из тех, кто сегодня работает в наших проектах – это не люди, которых мы "переманили", а специалисты, которых мы сами вырастили. Это вынужденная политика, поскольку того количества профессионалов по SAP, которое нам необходимо, на свободном рынке просто нет. Мы постоянно ищем талантливых сотрудников на внешнем рынке, и находим, но все-таки основную ставку делаем на рост внутри компании.

Если говорить о мотиваторах, то здесь и для удержания своих, и для привлечения сторонних специалистов, работают одни и те же факторы. Сразу скажу – удерживать специалистов одной зарплатой, на мой взгляд, не очень неэффективно. Исследования показывают, что, помимо уровня оплаты, важными мотивирующими факторами являются возможности профессионального и карьерного роста. Этот результат совпадает и с моим ощущением – консультантам SAP важно развиваться именно как профессионалам. Закончив один проект, консультант тут же начинает искать нечто новое, другую интересную задачу, и если он не находит ее внутри компании, уходит. Им важна возможность перемещаться с одного проекта на другой, попробовать себя в разных ролях, в проектах разного масштаба, в разных сегментах рынка.

Поэтому мы выстроили у себя прозрачную систему профессионального и карьерного роста. Мы стремимся отслеживать потенциал каждого специалиста, стараемся его заинтересовать – предложить новые направления деятельности, новые индустрии. Тот пул проектов, который мы ведем сейчас, те темпы роста, которые мы планируем в ближайшие годы, говорят лишь о том, что бизнес растет очень быстро и возможностей для самореализации и роста невероятное количество.

CNews: У SAP сложился имидж "тяжелого" решения. Как вы оцениваете сегодняшнее активное движение компании в сторону СМБ?

Елена Шарова: Действительно, есть мнение, что SAP – это тяжело, дорого и не всегда удачно. К счастью, с этим сложившимся исторически стереотипом последнее время удается достаточно успешно бороться. Ведь в мире около 35% бизнеса SAP – это работа именно со средним бизнесом. Рано или поздно это явление придет и в Россию.


Точки роста

По определенным ИТ-направлениям Россия является примером для всего мира

Юрий Гаврилов

CDTO Металлоинвеста

Стратегия месяца

Зачем государство ввязалось в гонку технологических вооружений

Михаил Замыцкий

директор по развитию «Ситилинк»