Разделы

Ритейл Конференции

Цифровизация становится окном в мир для российского ритейла

Мы все говорим про цифровизацию: она делает рынок прозрачным, она улучшает бизнес. Отчасти это дань моде: ведь если завтра «выстрелит» квант, то слово «цифровизация» мгновенно забудется, речь пойдёт совсем о других скоростях. Но пока мы живем в «сегодня», поэтому разговоры про цифровизацию – это не только желание следовать тренду, но еще и попытка определить то, что происходит сейчас с бизнесом и с информационными технологиями. Об этом представители ритейла и компаний-интеграторов говорили на секции «ИТ в ритейле» в рамках CNews FORUM 2019.

Антон Румянцев: Мы развиваем сервисы на основе больших данных, а не продаем данные агрегаторам

Операторы фискальных данных постепенно превращаются из обычных агрегаторов кассовых чеков в поставщиков аналитики. О развитии этого направления рассказал Антон Румянцев, директор OFD.ru.

CNews: Какие новые возможности предоставляет ритейлу появление ОФД?

Антон Румянцев: В 2016 году в результате принятия поправок в закон 54-ФЗ на рынке появились операторы фискальных данных. За несколько лет большинство из них прошли путь от посредника между бизнесом и ФНС до поставщиков разнообразных сервисов.

Сегодня в личном кабинете предпринимателям доступны инструменты для контроля бизнеса, повышения выручки и снижения издержек. Тот, кто отвечает за работу торговой точки, например, управляющий магазином, может контролировать работу кассиров, получать уведомления о критических ситуациях по каждой кассе (требуется замена фискального накопителя, на кассе отключен интернет, касса не передает данные в ОФД), настраивать и смотреть отчеты по сменам или номенклатуре, отслеживать статусы маркированных товаров, искать чеки по детализированным параметрам.

Владелец бизнеса, который интересуется только экономическими показателями, может отслеживать продажи за любой период, получать статистику по торговой точке, по отдельной кассе и работе кассиров, видеть в режиме онлайн сумму среднего чека по торговой точке за выбранный период.

Владельцы интернет-магазинов получили возможность работать законно благодаря сервисам по аренде облачных онлайн-касс, подобных нашему решению Ferma. Также предприниматели могут воспользоваться специальными предложениями от банков-партнеров. Например, получить кредит на развитие бизнеса под оборот без долгих проверок службой банковского скоринга.

Для арендодателей есть сервисы, такие как Renta. С его помощью можно контролировать торговые точки арендаторов и следить, чтобы они не искажали информацию о реальной выручке, от которой зависит арендная ставка. Еще одна возможность для клиентов ОФД — получать аналитические отчеты о состоянии рынка или потенциале локации для открытия торговой точки. Для этого операторы используют агрегированные и обезличенные данные клиента, обогащают их сторонними данными и возвращают полученную информацию клиенту в виде отчетов.

CNews: Какая аналитика доступна уже сегодня?

Антон Румянцев: Операторы фискальных данных с полноценным личным кабинетом имеют возможность анализировать продажи. Так, на основании отчета по смене можно проверить, какой кассир работает эффективнее, изучить динамику продаж за период. Из отчета по номенклатуре можно узнать, какие товары продаются лучше всего, увидеть оборачиваемость по товару, понять, какие товары чаще всего покупают вместе. Также в личном кабинете можно сравнить эффективность торговых точек между собой.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Для быстрого доступа к таким данным мы разработали чат-бот в Viber. Предприниматель может отслеживать ключевые экономические показатели прямо в своем смартфоне.

Главное – владелец бизнеса может сам контролировать, кому будет доступна эта аналитика. В личном кабинете клиента OFD.ru предприниматель может ограничить или назначить права доступа для отдельного сотрудника или для группы. Например, создать шаблон для кассиров и запретить всем пользователям этой группы просматривать отчеты и останавливать обслуживание касс.

CNews: Как вы планируете развивать набор сервисов для бизнеса?

Антон Румянцев: Мы планируем и дальше разрабатывать сервисы на основе больших данных. Для этого будут использоваться данные самого клиента с последующим обогащением сторонними данными. Поэтому мы не видим перспектив, в том числе юридических, в продаже сырых данных различным агрегаторам.

Мы уже предоставляем клиентам целый ряд услуг. Например, составляем прогноз и анализируем продажи перед, во время и после промо-акций. Еще одна услуга – анализ категорий и переключений, которая позволяет продемонстрировать динамику товарных категорий и получить информацию о переключении покупателей между схожими категориями.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

В рамках нумерической и взвешенной дистрибуции мы помогаем производителю понять долю торговых точек, продающих его продукцию на определенной территории. Также можно оценить доли продаж в сегментах ритейла (value, volume), провести анализ категорий на предмет выявления товаров, которые приносят наименьшую выручку и не пользуются регулярным спросом.








Наталья Николаева