Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Внедрения Законодательство

ИТ в здравоохранении: что несут грядущие перемены

Проблема повышения качества медицинского обслуживания российских граждан и роль ИТ в этом процессе с каждым годом становятся предметом все более оживленных дискуссий. События последнего времени, среди которых появление в июле 2008 года в Минздравсоцразвития РФ департамента информатизации, усиление внимания президента страны к внедрению ИКТ в здравоохранении и, наконец, создание межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения и социальной защиты населения во главе с министром здравоохранения и социального развития РФ Татьяной Голиковой позволяют надеяться на то, что российская медицина в обозримом будущем перейдет на новый технологический уровень. Перспективы такого перехода обсуждались на круглом столе "ИКТ в здравоохранении России", организованной CNews Conferences.

Игорь Дементьев: Сейчас на рынок МИС пришли профессионалы

На вопросы CNews ответил Игорь Дементьев, руководитель подразделения МИС компании ОМБ.

CNews: Как развивается российский рынок ИКТ в здравоохранении в настоящее время?

Игорь Дементьев: Рынок ИКТ в медицине переживает важный этап становления. До сих пор работой в этой области занимались некрупные игроки: команды программистов ЛПУ, небольшие компании–разработчики ПО. Работа велась, в основном, по заказам лечебных учреждений, конкретно "под заказчика". Сейчас на рынок пришли профессионалы, крупные игроки из индустрии производства ПО и компании, давно работающие на рынке медицины. Считаем, что на данный процесс повлияли следующие факторы. Первое - интерес государства. Высшее руководство страны считает ИКТ важнейшим фактором конкурентоспособности России. Это проявляется как непосредственно в отношении к российским производителям ПО, их поддержке, так и в заинтересованности в степени проникновения ИТ в экономику страны для повышения ее эффективности.

Второе - обострившаяся конкуренция на рынке ПО. Из-за финансового кризиса понизилась привлекательность работы в традиционно прибыльных областях применения ИКТ – финансовом и сырьевом секторах экономики. Компании–производители ПО начинают искать ниши рынка с не столь конкурентными условиями, и ИКТ в медицине – одна из них. Третье - понимание важности ИКТ руководителями системы здравоохранения и ЛПУ. Не так давно лишь единицы руководителей понимали важность МИС. Зачастую системы заказывались и внедрялись только из-за следования моде и для повышения престижа ЛПУ. Сейчас положение меняется. Все чаще процесс информатизации ЛПУ становится продуманным, требования к системам – более обоснованными, а критерии выбора – сбалансированными. Времена, когда цена системы являлась чуть ли не единственным критерием выбора, проходят. Получают шанс компании, предлагающие хорошие, «правильные» системы. Четвертое - развитие частного здравоохранения в стране. Частные коммерческие компании более динамичны, легче воспринимают новое. Поток заказов на поставку информационных систем от таких заказчиков не прекращается, несмотря на проблемы экономики.

Медицинская компания ОМБ смотрит на рынок ИКТ в медицине со сдержанным оптимизмом. Именно поэтому нами было принято решение выйти на рынок МИС.

Игорь Дементьев, ОМБ

CNews: Как бы вы оценили активность государства в направлении информатизации здравоохранения?

Игорь Дементьев: Налицо активность, заинтересованность, целенаправленные попытки цивилизовать рынок, но действия не всегда продуманы, скоординированы и оперативны. Из явных удач государства в этой сфере - создание Департамента информатизации Минздравсоцразвития. Необходимость этого решения назрела давно. То, что делает и планирует сделать департамент, позволит участникам рынка работать, имея "правила игры". Второй положительный момент - начало работы в области стандартизации и НСИ. Отсутствие специфических отраслевых стандартов, единых справочников, системы терминологии приводило к тому, что зачастую был затруднен процесс взаимодействия ИС, установленных в одном ЛПУ, не говоря о системах разных организаций.

Создание инфраструктуры ИКТ в медицине – это то, что может сделать только государство. Необходимы меры, которые позволят разрабатывать интегрированные системы: единый идентификатор пациента, систему обмена медицинской информации, стандарты и так далее. Необходимы более взвешенные действия в области ФАП. Рынку нужны продуманные требования и ограничения на типовые системы для медицины, а не сами системы. Это позволит повысить степень конкуренции, улучшить качество систем на рынке. Нужно более продуманно относиться к СПО. Последние события выявили проблему – высокие расходы на внедрение и сопровождение, недопустимые риски для организаций, применяющих данный вид ПО. Наконец, важно активизировать работу с экспертным сообществом. Рынок ждет от государства большего внимания к мнениям экспертов.