Разделы

Бизнес Цифровизация Внедрения

Мультимедиа для бизнеса: что мешает массовому спросу?

Основными заказчиками мультимедийных залов различного масштаба и назначения сегодня остаются крупные коммерческие и государственные структуры. Несмотря на то, что малому бизнесу такие решения еще не по карману, у этого рынка большие перспективы, считает Михаил Андреев, директор компании "Стэл – Компьютерные системы". О возможностях мультимедийных решений и их роли в бизнесе он рассказал в интервью CNews.

Михаил Андреев: Мультимедийные залы не подешевеют

CNews: Каково сегодня соотношение спроса и предложения в сфере создания мультимедийных залов в России?

Михаил Андреев: Потребность в создании мультимедийных залов у российских компаний активно растет. И, как естественная реакция на это явление, растет и предложение со стороны интеграторов. В нашей компании данное направление показывает рост в десятки процентов в год. В абсолютных цифрах это, конечно, пока не астрономические суммы, но повышение интереса со стороны заказчиков налицо.

Компании, предлагающие услуги по созданию и установке мультимедийных залов, сегодня еще способны полностью покрыть существующий спрос. Однако нельзя не отметить, что спрос претерпевает не только количественные, но качественные изменения – потребности заказчиков расширяются, возникают новые цели и задачи. Для ряда случаев у нас уже есть, можно сказать, типовые решения. Например, решение для аудиторий (классов) дистанционного обучения. Оно применено не один десяток раз. Оборудование для такого решения уже идеально подобрано, состыковано, удовлетворяет всем требованиям надежности. Достичь подобного унифицированного продукта не так-то просто. Однако для большинства проектов системы строятся по-прежнему индивидуально, под конкретный зал.

CNews: Велика ли конкуренция среди интеграторов или места на рынке пока хватает всем?

Михаил Андреев: Конкуренция, конечно, имеет место, и довольно значительная. Однако, учитывая, что мультимедийные залы бывают разных масштабов, разной технической сложности, то поле конкуренции несколько ограничивается. Каждая компания в основном работает в определенном сегменте. Простые залы зачастую заказчик создает сам, силами собственных сотрудников, или эту задачу решают интеграторы, не имеющие большой профессиональной команды, без которой невозможна качественная реализация крупного проекта.


Михаил Андреев: Более высокий уровень заработной платы западных специалистов в конечном итоге повышает стоимость проекта

Создание сложных залов под силу только высокопрофессиональным интеграторам, и число таковых постоянно растет. Кроме того, ряд работ на данный момент выполняется в рамках аутсорсинга – проектные, монтажные работы и т.д. Появляются даже отдельные команды, специализирующиеся на аутсорсинге в данной сфере.

CNews: Насколько российский рынок привлекателен для западных компаний – производителей оборудования для мультимедийных залов и инсталляторов?

Михаил Андреев: Пока в ходе участия в конкурсах нам не приходилось сталкиваться с западными интеграторами. Российских рынок, безусловно, интересен западным компаниям, но, прежде всего, производителям оборудования, которые действуют здесь через своих дистрибьюторов или напрямую. Но непосредственно в инсталляционных работах никаких попыток серьезной конкуренции мы еще не видим.

Принимая во внимание специфику российского рынка, можно утверждать, что российские компании-инсталляторы имеют ряд преимуществ. В частности, способность более гибко реагировать на изменяющиеся условия и требования заказчика, меньший срок реагирования, лучшее знание рынка, понимание сути бизнеса и особенностей организации заказчика. Кроме этого, более высокий уровень заработной платы западных специалистов в конечном итоге повышает стоимость проекта. Монтажные работы, произведенные западной компанией, могут равняться по стоимости оборудованию. В случае с российскими интеграторами инсталляция обходится приблизительно в 15 – 30% от стоимости аппаратной части.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

CNews: Является ли сегодня цена создания мультимедийных залов важным критерием для российских компаний?

Михаил Андреев: Цена пока, конечно, многих останавливает. В конкурсах она остается одним из основных параметров, оцениваемых заказчиками. Любой бизнесмен и государственный чиновник, естественно, стремится сэкономить деньги. Во многом ценой можно объяснить и то, что среди заказчиков сегодня не много компаний среднего и малого бизнеса. Однако с другой стороны, компании этого сектора, на мой взгляд, не так сильно нуждаются в мультимедийных залах в целом. Если такая задача возникает, то она чаще всего решается силами самой компании. Как правило, проекты для малого бизнеса ограничиваются установкой плазменной панели и колонок, и вопроса построения сложной системы не возникает. Ожидать серьезного спроса со стороны малого бизнеса я бы не стал. Тем более что значительного снижения цен на мультимедийные решения в ближайшее время не предвидится. При этом спрос на серьезные мультимедиа-решения со стороны среднего бизнеса возрастает, и мы думаем, что эта тенденция сохранится.

CNews: Какие компоненты мультимедийных залов можно назвать вполне стандартными, а какие узкоспециализированными? Каковы основные области их применения?

Михаил Андреев: В принципе, мультимедийные залы можно разделить по функциональным особенностям и цели их создания на несколько категорий. То, с чем мы работаем, – это аудитории и залы для дистанционного обучения. Кроме того, необходимость построения мультимедийных залов возникает, например, в телемедицинских проектах и при организации ситуационных центров, призванных создать комфортную обстановку для принятия управленческих решений. Комфортную – значит, обстановку проникновения в мультимедиа среду: не должен раздражать неприятный звук, недостаточно качественная передача видеоинформации, сложность управления необходимыми функциями. Руководителю необходимо предоставить удобную систему сбора и анализа данных. В целом качество организации ситуационного центра напрямую влияет на работу руководителя, на оперативность и правильность принятия им решений. Здесь очень важен профессионализм при проектировании и дизайне зала, потому что бывают условия, когда невозможно организовать этот самый комфорт в рамках существующего архитектурного решения. Прежде всего, такие сложности возникают при работе со звуком, реже – с видео.

Системы отображения и звукопередачи действительно можно назвать общими для всех мультимедийных залов. Другое дело, что конкретная их реализация может быть абсолютно различной – от простого телевизора до составных экранов, стен из плазменных панелей, экранов обратной проекции. Системы звукового сопровождения, в свою очередь, тоже бывают весьма разветвленными и продвинутыми.

Еще один общий компонент всех мультимедийных залов – это, конечно, средства управления. Они могут быть централизованными или обеспечивающими управление каждым устройством в отдельности.