Разделы

Цифровизация Внедрения Инфраструктура

РЖД: автоматы для продажи билетов не работают, потому что они новые

Значительная часть автоматов РЖД, предназначенных для продажи билетов на электрички, работает с перебоями. В «дочерней» компании РЖД, отвечающей за эксплуатацию автоматов, заявляют, что причина сбоев в новизне технологии.

В рамках программы по оснащению остановочных пунктов пригородных поездов автоматами по продаже билетов Московская железная дорога (МЖД) установила в 2010 г. около 500 таких систем. По задумке они должны были помочь разгрузить очереди в кассы и позволить пассажирам сэкономить время. Но под конец года многие из автоматов оказались выключенными, заметил корреспондент CNews, ежедневно покупавший в них билеты.

Неработающие автоматы были замечены на Киевском вокзале (из девяти автоматов работали только три), на станции Выхино (из восьми автоматов не работал ни один), на станциях «Переделкино», «Раменская», «Фабричная» и «Косино».

Среди возможных причин сбоев, озвученных корреспонденту CNews сотрудниками станций, где находятся неработающие автоматы, назывались нехватка разменного фонда и перебои в работе электросетей, а также низкая температура в помещениях.

Билетопечатающие автоматы МЖД закупала у трех основных поставщиков: «Сберкарт» (дочерняя компания Московской инвестиционной корпорации при Правительстве Москвы), «Микротех» и Малоярославецкий приборный завод.

В отличие от автоматов «Микротех», устройства «Сберкарт» не позволяют приобрести льготный билет с использованием социальной карты, а значит подходят для меньшего числа пассажиров. Тем не менее, большую часть автоматов (487 единиц) МЖД закупила именно у последней.

Как рассказал CNews заместитель гендиректора «Сберкарт» Андрей Шеин, договор на эту поставку его компания подписала с РЖД по итогам открытого конкурса в 2009 г. Стоимость одного автомата составила около 140 тыс. руб. Таким образом, общая сумма затрат на эти устройства составила около 70 млн руб.


Из целой колонны автоматов на ст. "Выхино" на прошлой неделе не работал ни один

Билетопечатающие автоматы относятся к инфраструктуре, которую по договору аренды с РЖД эксплуатирует «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК). Это дочерняя структура РЖД, на которую возложены функции перевозки пассажиров в пригородном сообщении.

Заместитель гендиректора ЦППК Денис Алаферовский заявил CNews, что технические сбои в работе автоматов не исключены, т.к. «это новая технология». «Мы просим пассажиров отнестись к этому с пониманием. Все ошибки в работе автоматов техническими специалистами совместно со «Сберкарт» подвергаются детальному анализу и разрабатываются решения по их устранению на всех автоматах», - добавил он.

Алаферовский также отметил, что поскольку первые автоматы были установлены в летний период, их устойчивость к отрицательным температурам окружающей среды пришлось испытывать буквально в «боевых» условиях.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

По словам Андрея Шеина из «Сберкарт», и аппаратная, и программная составляющая в этих аппаратах были разработаны с нуля специально под заказ РЖД. «На мой взгляд, основная причина, почему не работает часть билетопечатающих автоматов, кроется в отсутствии заключенного договора на комплексное техническое обслуживание поставленной техники», - говорит он. С января 2011 г. такой договор ЦППК намерена заключить с уполномоченной организацией, отвечает Алаферовский.

Как производитель, «Сберкарт» занимается гарантийной поддержкой автоматов. По словам Шеина, случаи гарантийного выхода из строя в данный момент не превышают 5% от общего количества поставленной билетопечатающей техники.

«Заменяем, в основном, некоторые узлы из билетопечатающего автомата, но не сами автоматы целиком, на сегодняшний момент заменено порядка 60 агрегатов и узлов различного назначения», - утверждает представитель «Сберкарт».

По мнению заместителя гендиректора «Микротех» Игоря Ситчихина, причиной того, что не работают многие аппараты производства «Сберкарта», может быть как отсутствие достаточной технической поддержки, так и отсутствие необходимого опыта производства оборудования для нужд железной дороги.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Поставленные аппараты изначально создавались для мультиплатежей, а потом были переделаны под продажу билетов на пригородные поезда – и это также может быть причиной сбоев, считает Ситчихин.

На станциях МЖД установлено около 30 билетопечатающих аппарата «Микротех», также закупленных в рамках программы РЖД. По словам Ситчихина, с момента установки в апреле 2009 г. жалоб на то, что их аппараты не работают, не поступало.

«С нашими аппаратами возникала всего одна проблема: когда отменили десятирублевые купюры, нам пришлось переделать аппараты под прием и выдачу десятирублевых монет. Эту проблему мы оперативно решили, и сейчас наша техника нормально работает и продает билеты», - говорит представитель «Микротех».

РЖД начала оснащать станции билетопечатающими аппаратами в 2009 г. На текущий момент помимо МЖД такие аппараты также установлены на Октябрьской, Куйбышевской и Южно-Уральской железной дороге.

Наталья Лаврентьева