Разделы

Бизнес

Объем "серого" ИТ-рынка может вырасти до $40 млрд.

Консалтинговая компания КПМГ в сотрудничестве с Альянсом по борьбе с «серым» рынком (Anti-Gray Market Alliance – AGMA), в который вошли ведущие мировые производители ИТ-оборудования, подготовила обзор о влиянии «серого» рынка на ИТ-отрасль. Согласно полученным данным, из-за существования «серого» рынка ИТ-компании ежегодно теряют до $5 млрд., и эти убытки имеют тенденцию к росту. Ежегодный объем «серого» рынка компьютерного и сетевого оборудования достигает примерно $40 млрд.
Под «серым рынком» понимается реализация товаров, снабженных фирменной маркой, идущая минуя авторизованные каналы дистрибуции, или импорт без разрешения производителя. КПМГ совместно с Альянсом по борьбе с «серым» рынком провела опрос среди руководителей высшего звена 11 ведущих производителей оборудования, 43 дистрибуторов и реселлеров оборудования и 10 брокерских фирм. Как показали результаты этого опроса, дистрибуторы и реселлеры зачастую могут нарушать условия соглашений о продаже оборудования. «Серый» рынок активизируется в результате махинаций с дистрибуторскими соглашениями и злоупотреблений с использованием программ скидок, предлагаемых многими производителями компьютерного и сетевого оборудования. Некоторые дистрибуторы используют для этого фальсифицированные документы, которые дают им доступ к оборудованию, продаваемому по более низким ценам в рамках специальных вендорских программ. Возможны также ситуации, когда авторизованные дистрибуторы, приобретая у производителей оборудование по специальным ценам, продают излишки на «сером» рынке по рыночным ценам вместо того, чтобы вернуть их производителю. Конечные потребители при этом в большинстве случаев оказываются введенными в заблуждение относительно подлинности приобретаемых ими товаров.

В ходе проведенного исследования 62% опрошенных производителей оборудования рассказали о ситуациях, когда продукция, по которой для конкретных конечных потребителей предусматривались скидки, вообще не поступала потребителям. 86% респондентов привели примеры необоснованных претензий по скидкам. Респонденты, участвовавшие в опросе, считают, что 60% конечных потребителей одинаково платят как за товары, поставляемые по «серым» каналам, так и за товары, поставляемые официальным путем.

Многие дистрибуторы полагают, что существование «серого» рынка связано с рядом проблем. Более 75% опрошенных дистрибуторов признали, что опасаются продавать товары посредством «серых» каналов сбыта, поскольку это чревато низким уровнем качества и отсутствием гарантийного срока. Около 92% опрошенных считают покупку поддельных товаров на «сером» рынке основным фактором риска.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Вместе с тем дистрибуторов и реселлеров привлекают низкие цены на «сером рынке». 71% опрошенных дистрибуторов считают, что «серый» рынок помогает им быть более конкурентоспособными. Однако 81% дистрибуторов признали, что их конкурентоспособность повысится, если деятельность «серого рынка» будет полностью прекращена. Все 100% опрошенных сказали о том, что в их компаниях есть специалисты, занимающиеся вопросами «серого» рынка, из них 61% работают в рамках отделов маркетинга и продаж, а 13% – в службах внутреннего аудита. В общей сложности только в 33% компаний имеются сотрудники, которые все свое рабочее время тратят на решение проблем, связанных с борьбой с «серым» рынком.

Источник: КПМГ.