На покупку интернет-компаний потрачено $23 млрд.
Слухи о смерти электронного бизнеса оказались несколько преувеличены. Хотя интерес к покупке интернет-компаний продолжает снижаться, по данным консалтинговой компании Webmergers, объем сделок все еще выглядит весьма солидным – в 2002 году покупатели проявили интерес к 1087 интернет-компаниям, потратив на их покупку в общей сложности $23,3 млрд. По данным компании Webmergers, интернет-активы остаются достаточно привлекательным вложением средств - из 2000 технологических сделок, информация о которых попала в базу данных Webmergers, на долю интернет-компаний пришлось более половины. По сравнению с 2001 годом число сделок с интернет-активами снизилось всего на 15%. Правда, при этом Webmergers отмечает существенное падение уровня расходов на такого рода приобретения – в 2001 году покупатели приобрели 1283 компании, деятельность которых связана с интернетом, потратив на них $78 млрд. Это почти на 70% больше суммы, потраченной в 2002 году.В течение 2002 года компании продолжали избавляться от интернет-активов. 273 сделки, что составляет 25% от общего числа, представляли собой продажу интернет-активов разорившихся компаний, либо фирм, которые, продавая свои интернет-активы, рассчитывали выручить деньги на развитие других направлений своего бизнеса. На эти сделки пришлось 16% всех расходов, связанных с интернет-приобретениями. Примечательно, что в 2001 году было заключено 235 сделок по продаже активов, что составило 16% от их общего числа. На такие сделки пришлось всего 4% от общего объема расходов.
Сектор интернет-инфраструктуры, напротив, многие компании сошли привлекательным для вложений - число сделок в этой нише в общем объеме покупок и слияний за год более чем удвоилось, на долю этого сектора пришлось 72% всех сделок. Многие компании также осознали, что электронная коммерция может оказать серьезную поддержку традиционному бизнесу. В 2002 году наблюдался интерес к онлайновому рынку услуг, неплохо продавались туристические компании, рекрутинговые, компании, специализирующиеся на торговле билетами, а также фирмы, занимающиеся финансовыми транзакциями.
Какие именно ниши рынков электронной коммерции и интернет-инфраструктуры лидировали по расходам на слияния и поглощения, можно увидеть в приведенной ниже таблице. Webmergers отмечает, что на первые пять категорий пришлась половина расходов в 30 секторах интернет-рынка, сделки в которых отслеживала компания в 2002 году.
Сектор | Доля в общих расходах, % |
Интернет-магазины | 16% |
ПО для электронного бизнеса | 14% |
Платежные системы | 10% |
Интернет-оборудование | 9% |
Системы интернет-безопасности | 6% |
Аутсорсинг корпоративных услуг | 5% |
Веб-интеграция | 5% |
Корпоративные приложения | 4% |
Системы управления контентом | 4% |
Контент для электронных магазинов | 4% |

По данным Webmergers, за период с первого квартала 2000 года по конец 2002-го было продано 3892 дот-кома. Общая сумма затрат на их приобретение достигла $200 млрд. За этот период 962 дот-кома закрылись или объявили о банкротстве. 1483 проданных и 608 закрытых компаний занимались электронной коммерцией. 1761 проданных и 196 зарытых компаний работали в сфере интернет-инфраструктуры. Остальные покупки и банкротства приходятся на интернет-ориентированные консалтинговые фирмы и интернет-провайдеров. Разумеется, в докладе речь идет о более-менее заметных в интернете компаниях.
Источник: Webmergers.