Разделы

Бизнес

Подготовка к ВТО: как не прогореть на ремонтах?

Тема ВТО волнует сейчас многих. Способны ли наши предприятия выдержать конкуренцию? Насколько готов наш производственный фонд и процедуры управления им? На эти и другие вопросы CNews ответил руководитель отдела технического консалтинга "Ремонт-Эксперт" Александр Баранов.

CNews: В последнее время наметилась тенденция к перевооружению российских предприятий. Как вы считаете, готовы ли мы к ВТО?

Александр Баранов: С точки зрения промышленной базы, здесь две проблемы - сам производственный фонд предприятия и система по его содержанию и обслуживанию. С точки зрения фонда оборудования – проблема в том, что потребуется его значительное обновление. В последнее время, судя даже по таможенной статистике, техническое перевооружение предприятий уже началось.

Но, во многих случаях это деньги на ветер. Зачастую установленное дорогостоящее оборудование не получает качественного обслуживания и своевременных профилактических ремонтов. В результате этого оно либо совсем выходит из строя, либо меняются его характеристики и, как следствие, качество выпускаемой предприятием продукции не соответствует стандартам.

Помните пример с закупкой импортных комбайнов в 90-х годах? В первый год вышли из строя 50%, во второй – встали уже все! Даже претензии поставщикам выставить не получилось – стали смотреть техническую документацию, и оказалось, масло заливалось не то, ремни не те, и так далее.

Александр Баранов
Александр Баранов: Пять лет назад система типа "Ремонт-Эксперт" стоила бы миллионы долларов, и устанавливалась только на крупных производствах. Но сейчас ситуация изменилась: "Ремонт-Эксперт" доступен предприятиям любого масштаба

Вступление в ВТО и усилившаяся конкуренция предъявят к предприятиям новые требования по качеству продукции, и потребуют снижения производственных затрат. Но для выпуска продукции высокого качества нужно точное оборудование, которое необходимо своевременно обслуживать и регулировать. Важна технологическая дисциплина на предприятии, плановое обслуживание оборудования. Для того, чтобы все четко работало, надо не так уж и много. Общеизвестный факт – отсутствие поломок окупает все затраты. Мало только приобрести хорошее оборудование на предприятие, надо точно знать как его обслуживать. Это тоже целая наука, и не зная ее, нет смысла что-либо приобретать. Не стоит забывать и о вопросах безопасности.

CNews: Как связано обслуживание оборудования и безопасность?

Александр Баранов: Связь самая прямая. Если не соблюдаются режимы работы, не соблюдаются требования по обслуживанию, то о какой безопасности может идти речь? Но пока аварий нет – все спят спокойно, и только когда произошла трагедия, начинают поднимать акты последнего обслуживания, инструктажа по технике безопасности и т.д. Следить за этими документами крайне хлопотно, даже на среднем предприятии около 5 тыс. единиц обслуживаемого оборудования. Представляете, сколько должно быть документов? Собственно, огромный объем документации послужил серьезным аргументом при создании системы "Ремонт-Эксперт", ориентированной на массового потребителя. Ведь систему имеет смысл ставить даже для наведения порядка в документации. По факту, на предприятиях "сходу" можно найти не более 30% документов.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Я уже не говорю об отсутствии нормативной базы: на новое оборудование уже никто не создает нормы на обслуживание – это ушло вместе с плановой экономикой.

CNews: Что же делать с системой нормативов, это тупик?

Александр Баранов: Совсем нет. Но просто копировать советскую громоздкую систему было бы сейчас неразумно: нет ни юридических, ни экономических оснований. Но заниматься нормативами необходимо.

Современные программные продукты дают мощнейший инструмент в руки технических служб! То, что раньше было крайне трудоемко и делалось отраслевыми министерствами, с появлением новых информационных систем стало доступно самим предприятиям. Если, конечно, на них остались грамотные технические службы. Внедрить нормативы на типовые ремонты оборудования, рассчитать коэффициенты - и технология обслуживания у вас будет на высоте.

Ранее, в нашей стране продавались только дорогие западные системы по управлению ремонтами, или "закрытые" наши. А на Западе есть достаточно много доступных открытых систем, которые можно адаптировать самостоятельно на предприятии. Собственно, мы и задумывали "Ремонт-Эксперт" как систему, доступную всем, где бы не находилось предприятие. "Ремонт-Эксперт" сделан на платформе "" 8.0 – найти специалистов можно везде. Думаю, мы сможем изменить ситуацию: теперь каждая техническая служба может четко планировать и выполнять свою работу.