Разделы

Бизнес

Подготовка к ВТО: как не прогореть на ремонтах?

Тема ВТО волнует сейчас многих. Способны ли наши предприятия выдержать конкуренцию? Насколько готов наш производственный фонд и процедуры управления им? На эти и другие вопросы CNews ответил руководитель отдела технического консалтинга "Ремонт-Эксперт" Александр Баранов.

CNews: "Ремонт-Эксперт" ориентирован на плановое обслуживание оборудования. Но появлялись и критические статьи по поводу громоздкости этого подхода и излишних затрат. Стоит ли делать плановые ремонты или, возможно, чинить поломки дешевле?

Александр Баранов: Такое мнение распространяется не из-за больших затрат на обслуживание, а чаще из-за неграмотности руководящих или технических служб. Если в ремонтном цехе колхоза один станок – и тот точильный, то действительно, не стоит городить огород. Но если парк большой, да еще есть определенные требования к точности, то неграмотные действия механиков могут запросто загубить все оборудование. А с дорогим оборудованием обслуживание по принципу "хороший стук наружу вылезет", получается просто "золотым". На примере вашего личного автомобиля ровно такая же ситуация: чем автомобиль современнее, тем он более требователен к качеству обслуживания. Можно не менять тормозную жидкость и ждать пока откажут тормоза. Можно не менять ремень ГРМ, и ждать, пока клапана встретятся с поршнями, а затем раскошелиться на ремонт двигателя. Или сэкономить пару тысяч рублей на замене масла в автоматической коробке передач, а потом заплатить 150 тыс. за новую коробку. К счастью, среди автомобилистов таких экспериментаторов немного, а вот среди технических служб, видимо, встречаются.

Раньше именно громоздкость работы с документацией не позволяла во многих случаях учесть реальное состояние оборудования, и плановые ремонты иногда делались даже тогда, когда в них не было необходимости. Но причем здесь сама система планово-предупредительных ремонтов? Просто не было компьютеров и программ для них, слишком много ресурсов нужно было потратить на планирование и документирование. А сейчас появились доступные промышленные решения, можно учесть все разумные параметры и не проводить лишних работ. Более того, системы типа "Ремонт-Эксперт" прекрасно интегрируются с "низовыми" системами контроля, берут от них сигналы о реальном состоянии узлов и агрегатов.

Дополнительно, налаживая нормальный учет, предприятие получает возможность отслеживать всю историю оборудования – от установки до списания. Стоимость оборудования, затраты на плановые и аварийные ремонты, затраты на модернизацию – все они фиксируются в системе. А без этой информации невозможно принимать объективные решения об экономической эффективности различных типов оборудования.

CNews: Ясно, что автоматизировать управление ремонтами полезно. А насколько дороги такие проекты?

Александр Баранов: ИТ-системы стремительно дешевеют. Новый автомобиль сейчас имеет электроники больше, чем первые космические корабли. Системы управления ремонтами появились сравнительно недавно, как и сами малые компьютеры в промышленности. За последние пять-десять лет отрасль ИТ сделала стремительный скачок. Соответственно, пять лет назад система типа "Ремонт-Эксперт" стоила бы миллионы долларов, и устанавливалась только на крупных производствах.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Но сейчас ситуация изменилась: "Ремонт-Эксперт" доступен предприятиям любого масштаба. Ведущие западные поставщики программ такого класса не снижают цену на свои продукты – кроме возврата высоких затрат на разработку, такие системы постоянно расширяют свои функции в "соседние ниши" и охватывают сторонние функции. Надо ли переплачивать за это? Или лучше выбрать набор специализированных программ. Например, отдельное ПО для конструктора, отдельное – для механика? Но при этом лучшее в своем классе, более массовое и доступное?

Вопросов много. Ответы на многие из них вы можете найти в рамках наших традиционных открытых бесплатных семинаров. Приходите к нам на ближайший – 19-го сентября.