Разделы

Телеком Бизнес Инфраструктура Кадры

Интервью с бунтарями из Cisco Россия: темные правила кукловода

В мае 2010 г. в российском офисе Cisco был образован профсоюз. Его организаторы – Андрей Хабаров, Айдар Гарипов и Вячеслав Ревичев – заявили об амбициозных целях: предотвратить "скатывание компании в пропасть должностных злоупотреблений и коммерческой коррупции". В интервью CNews Андрей Хабаров и Айдар Гарипов рассказали об изменениях, произошедших с приходом в компанию нового гендиректора, о новой практике скидок, позволяющей вендору лоббировать нужных партнеров, и об интересе к Cisco со стороны правоохранительных органов.

CNews: Андрей, ранее вы называли в качестве повода для создания профсоюза то, что один из руководителей представительства Cisco требовал от вас предоставить партнеру дополнительную скидку на 180 тыс долл, обоснованную "далеко не реалиями бизнеса". Как работает эта схема с дополнительными скидками?

Андрей Хабаров: Предполагаю, что в общих чертах схема работает так: несколько должностных лиц компании договариваются друг с другом с целью обоснования перед западным руководством необходимости предоставления дополнительных скидок по отдельным сделкам. При этом клиенты о таких "улучшениях" коммерческих условий могут даже не догадываться, а разница оседает в карманах "нечистоплотных" должностных лиц. Такие сделки могут приносить многомиллионные прибавки к зарплате, и, поверьте, не в рублях.

CNews: Как эти сотрудники оправдывают завышенные скидки перед вышестоящим руководством?

Айдар Гарипов: Могут объяснять разными причинами: сокращением бюджетов у клиентов, демпингом со стороны конкурентов, просто необходимостью дать разовую скидку для перелома предпочтений клиентов в пользу Cisco и многим другим. Но как мы понимаем, эти причины на самом деле не всегда соответствуют действительности. Порой создается впечатление, что руководство легко утверждает любые скидки, только если сделки ведут "лояльные" сотрудники. Обычные же сотрудники могут получать необходимые согласования неделями, а "неугодные" - месяцами, даже несмотря на то, что бизнес компании от этого может сильно пострадать. Причин придумают множество…


Айдар Гарипов (слева) работает в Cisco 4,5 года, Андрей Хабаров – 5 лет, оба на позициях менеджеров по работе с клиентами

CNews: Вы можете назвать имя руководителя, который требовал от вас скидку, заказчика и партнера в этом проекте?

Андрей Хабаров: Разговор о скидке шел с Алексеем Романовым, тогда он даже не был моим руководителем, а после руководство повысило его в должности и сделало его начальником, отвечающим за продажи операторам связи.

Хотя Ф.И.О. должностного лица, также как и название партнера и клиента сути вещей не меняют. Именно поэтому одна из основных наших задач как профсоюза - способствовать созданию внутри компании четко регламентированных прозрачных бизнес-процессов, исключающих злоупотребления служебным положением кем бы то ни было.

CNews: Что произошло после того, как вы не согласились дать скидку?

Андрей Хабаров: С Романовым мы сошлись на том, что признали это недоразумением и взаимных претензий друг к другу мы не имеем. Спустя пару месяцев, когда Романов стал моим начальником, руководство компании начало меня активно увольнять, причем также без особых претензий ко мне.

CNews: Чем вы объясняете давление на вас?

Айдар Гарипов: Прописная истина: любому руководителю, чтобы хорошо себя чувствовать в компании и красиво жить, нужны "свои" люди в цепочке управления внутренними процессами, а также полностью подконтрольные исполнители, не сующие свой нос в дела "старшего". Складывается впечатление, что наш нынешний генеральный директор (с 2009 г. российский офис Cisco возглавляет Павел Бетсис, - прим. CNews) руководствуется именно этим принципом. Нам кажется, что с приходом Павла Бетсиса в компании формируется некая тихая гавань - идеальная среда, предоставляющая неограниченные возможности руководителю действовать в России в своих личных интересах, а в головной офис сообщать о серьезных достижениях.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Андрей Хабаров: Все это приводит к тому, что в принципе правильные и нужные процедуры в руках нечистоплотного руководителя могут использоваться во вред компании и рядовым сотрудникам.

CNews: Поясните, пожалуйста, на примере.

Андрей Хабаров: В компании существует некая программа поддержки партнеров. Согласитесь, что важно поощрять партнеров, которые наиболее активно реализуют вашу продукцию и даже сами могут инвестировать в развитие бизнеса вашей компании в России. Но, с другой стороны, эта же программа дает неограниченные властные полномочия вплоть до управления результатами тендеров у клиентов вместо и без участия самих клиентов. Или, например, есть некое правило, по которому руководитель компании может в одностороннем порядке расторгнуть партнерское соглашение с любым партнером. Ведь такое правило тоже можно использовать по-разному. А теперь представьте, что такая компания является монополистом на российском рынке.

CNews: Как вы считаете, насколько описанная ситуация характерна для других телекоммуникационных вендоров?

Айдар Гарипов: Мы пока не занимаемся мониторингом ситуации в других компаниях. Можем лишь предположить, что там, где компанией руководит волевой амбициозный лидер, сфокусированный на реализации своих управленческих качеств и отстаивающий интересы компании, такая ситуация маловероятна.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Андрей Хабаров: Важным моментом является отлаженность всех бизнес-процессов, четкая регламентация всей деятельности и контроль за исполнением соответствующих процедур. В глобальной Cisco, надо отдать должное, все это есть и прекрасно работает, осталось добиться этого в российском подразделении.

CNews: Почему вы решили бороться с этой практикой в Cisco, а не уволились и не нашли другое место работы?

Андрей Хабаров: У нас нет цели бороться с чем-то или с кем-то. В нашей компании мы выявили проблемы и предложили их обсудить и решить вместе с новым менеджментом. А новый менеджмент, на наш взгляд, почему-то не воспринял наших предостережений и самоустранился. Мы просили менеджмент провести объективные расследования внутри компании и наказать виновных, но не были услышаны. Теперь расследования проводят совсем другие организации.