Бомбардировщики будущего: воздушная перезагрузка
Израильские ученые предложили технологию перезагрузки боеприпасов в воздухе, которая в сочетании с дозаправкой позволит повысить эффективность использования боевой авиации – особенно беспилотной. В состав системы в ее предлагаемой сегодня конфигурации входят бомбоотсек транспортно-загрузочного самолета, загрузочное устройство на выдвигающейся штанге с аэродинамическими компенсаторами, а также «интеллектуальный» пилон внешней подвески на боевом самолете. Существует также возможность загрузки боекомплекта и во внутренние бомбовые отсеки.Загрузочное устройство с заряжаемым боеприпасом выдвигается по штанге и при соприкосновении с датчиком «интеллектуального» пилона передает информацию о боеприпасе. Система оснащена контрольными камерами, позволяющими осуществлять мониторинг небезопасной процедуры в любое время дня и ночи.
Перезагрузка: экономический аспект
Транспортно-загрузочный самолет класса С-130 способен брать на борт и перегружать в воздухе до 16 управляемых либо неуправляемых авиабомб Мк-84 массой 1 т или значительно большее количество боеприпасов меньшего калибра. Грузоподъемность более тяжелых самолетов – С-17 или С-5 – в несколько раз выше. Перед стратегами ковровых бомбардировок открываются захватывающие дух перспективы.
Согласно результатам проведенных профессором Ашером Тишлером (Asher Tishler) из университета Тель-Авива расчетов, использование перезагрузки боеприпасов в воздухе позволит резко повысить эффективность бомбовых ударов и увеличить количество поражаемых в единицу времени целей без количественного наращивания боевой авиации. При этом особенные перспективы открываются перед создаваемыми в настоящее время ударными беспилотными самолетами.
Как сообщает Defense Update, проф. Тишлер провел оценки для бомбардировочных миссий различной продолжительности и дальности как для пилотируемых, так и беспилотных самолетов. Результаты оказались примечательными.
Эффективность возрастает на 100% при действиях на малую и на 200% - на большую глубину. Сокращение времени, необходимого для сброса заданного количества бомб на цель, достигает 70%, что позволяет достичь более быстрой нейтрализации объекта. Возрастает количество поражаемых целей. Сокращается продолжительность периода между выдачей целеуказания и поражением цели.
Продолжение бомбардировок становится возможным даже в том случае, если вражеским ударам подвергается аэродром базирования или авианосец. Возможна принципиальная смена характера операций, выполняемых самолетом. Например, вместо боеприпаса может быть подвешен контейнер с разведывательной аппаратурой или системами радиоэлектронного противодействия.
Валентин Богданов, УЦСБ: На смену инструментальному подходу в ИБ приходит процессный

Прагматичные израильские конструкторы отметили, что подобная технология станет новым важным фактором снижения стоимости воздушной кампании, сокращения необходимых ресурсов, снижения объемов техобслуживания. Появляются новые варианты оперативного использования боевой авиации – например, становится возможным вылет самолетов с удаленной авиабазы без оружия вообще. Снижается загрузка аэродромов, с которых действует авиация.
Что дальше?
Возможность практически непрерывного пребывания самолета в воздухе с появлением систем перезагрузки боекомплекта в воздухе вскроет еще одно «слабое звено» современной авиации – ограниченные возможности экипажа. Появление тяжелых беспилотных бомбардировщиков следует ждать, вероятно, лишь в отдаленной перспективе.

Перед конструкторами боевой авиатехники встанет новая проблема – пересадки экипажа в воздухе. Но это будет уже совсем иная технология.