Разделы

ПО Цифровизация Свободное ПО

Третья версия GPL нравится не всем

Фонд FSF ведет активную работу по созданию новой, третьей версии лицензии GPL. На условиях GPL распространяются многие открытые программы, включая ядро операционной системы Linux. Изменения в разрабатываемой третьей версии касаются патентов на ПО, а также систем защиты от несанкционированного распространения информации. Они стали причиной нового бурного всплеска дебатов в интернете и среди известных деятелей свободного ПО.

Третья версия GPL - ответ на новые нужды?

В 1989 году увидела свет первая версия лицензии, защищающей Open Source – GPL (General Public License). В 1991 году фонд свободного ПО (FSF) опубликовал вторую версию лицензии GPL. С тех пор новые версии не выпускались много лет. Между тем, ситуация в сообществе разработчиков свободного ПО заметно изменилась. Прежде всего, их стало существенно больше. Если в 1991 году над открытыми программами работало относительно немного энтузиастов, то спустя пятнадцать лет – огромное сообщество, участники которого находятся во множестве стран мира. Тогда коммерческих компаний, ведущих активную разработку свободного ПО, почти не было, сейчас в их числе крупнейшие фирмы. Понятно, что появляются новые пожелания к наиболее распространенной лицензии для такого ПО – GPL.

Кроме того, по мнению FSF, с 1991 года появились (или стали куда заметнее) новые угрозы свободному ПО. GPL должна, с точки зрения фонда, максимально защищать свободные программы (разумеется, только те, которые выпущены именно под этой лицензией) от этих угроз. Пришло время для принципиально обновленной GPL – версии 3. И в конце 2005 – начале 2006 года началась активная работа над ней.

После выхода "третьей" GPL под ней сразу же станет доступно множество программ. Дело в том, что с самой первой версии лицензии FSF предполагал ее возможное обновление. Поэтому он выпускает все собственные программы с разрешением распространять их "по лицензии GPL версии 2 или более поздней версии, выпущенной FSF" и рекомендует другим разработчикам поступать так же. Рекомендациям следует большинство разработчиков; немалое количество ПО выпущено именно на таких условиях, и автоматически станет доступно под GPL 3. Впрочем, есть и исключения; в частности, к ядру Linux относится только GPL версии 2.

Чтобы максимально учесть интересы сообщества разработчиков и пользователей, FSF сделал процесс разработки новой версии открытым. В январе нынешнего года был опубликован первый "черновой" вариант вместе с приложением, объясняющим причины изменений. Все желающие могут на сайте http://gplv3.fsf.org внести свои предложения и комментарии. FSF планирует выпустить еще несколько "черновиков", а затем, не позднее марта 2007 года, утвердить окончательную версию GPL 3.

Новая лицензия – против DRM

Часть изменений в черновике GPL 3, по сравению с существующей GPL 2, носит технический характер. В частности, если в 1989-91 г. авторы GPL рассчитывали ее в основном на американское законодательство, то GPL 3 учитывает самые разные варианты законов, распространенные в различных странах. Другие изменения касаются достаточно принцииальных вопросов. Наиболее заметные (и спорные) из них связаны с технологией DRM – "управления цифровыми правами" (Digital Rights Management). С точки зрения FSF, ее скорее надо называть "управлением цифровыми запретами" (Digital Restrictions Management).

Во многих странах приняты законы, запрещающие любой "обход" DRM. Копирование, закрытое технической системой, запрещено – даже если оно не нарушает ничьи авторские права. Более того, нередко запрещены и инструменты для такого копирования. GPL 3 заявляет, что программа, к которой эта лицензия относится, "не является" средством технической защиты от копирования. Данный закон не может к ней относиться, что бы она ни делала на самом деле.

На некоторых компьютерных системах, таких как TiVo, без специального шифра невозможно обновить ПО. Даже если это ПО свободное и пользователь получил его исходный код и легально модифицировал, он не сможет установить новую версию. Чтобы избежать подобной ситуации, GPL 3 требует поставки вместе с исходным кодом всех ключей, требуемых для его запуска, а также (с некоторыми исключенями) для расшифровки всех данных "на выходе" программы, есди они зашифрованы.

Как ИИ помог «Авито» стать крупнейшим и безопасным классифайдом в мире
искусственный интеллект

FSF считает патенты на ПО важной опасностью для существования свободных программ (а также и закрытого ПО, как минимум – создаваемого вне крупных фирм). Однако широких "антипатентных" изменений, дискуссия о которых периодически поднимается, в черновике GPL 3 нет. В частности, никакого "наказания" за сам факт патентования ПО, или за любую "патентную атаку" (т.е. судебный процесс о нарушении патента) как таковую, не предусмотрено. GPL 3 всего лишь включает лицензию на использование всех патентов, которые принадлежат автору либо распространителю программы и необходимы для ее использования. Кроме того, тем, кто подал патентный иск, связанный именно с данной программой (или основанной на ней другой версией), использование программы запрещается. Также предусмотрен случай, когда распространитель получил специальную лицензию на нужный для программы патент. Такая лицензия может не распространяться на других пользователей, получивших программу непосредстенно от этого распространителя или "по цепочке" через еще кого-либо. GPL 3 требует от распространителя в такой ситуации (и только в ней, т.е. когда речь идет именно о данном лицензированном патенте) защищать пользователей от патентных исков.

Еще одно изменение в GPL, заметное в основном разработчикам свободного ПО – расширение "совместимости" с другими лицензиями. Теперь в состав GPL-программы можно включать модули, выпущенные под иной свободной лицензией – даже с некоторыми требованиями, которых нет в самой GPL. Раньше такое было возможно лишь в случае, когда другая лицензия не добавляла к GPL никаких дополнительных ограничений; теперь можно, например, потребовать сохранения имени автора программы в документации.

GNU GPL: когда-то радикальный манифест

Первая версия лицензии GNU GPL (General Public License) была выпущена в 1989 году Фондом свободного ПО (Free Software Foundation, FSF). Этот Фонд был и остается прежде всего детищем одного человека, Ричарда Столлмана, и его довольно-таки радикальных идей.

Не просто техподдержка: как вендор ВКС развивает сервис
Телеком

По мнению Столлмана, продавать ПО и при этом запрещать его копирование, изучение и модификацию - попросту аморально. Делиться полезной информацией, такой как программы, с друзьями, а при необходимости и "доделывать" что-то для своих нужд – естественно для компьютерщика. Когда ему продают "коробку" со стандартной лицензией и без исходных кодов, он лишается этого важнейшего права.

В 80-е годы прошлого века, с ростом массового компьютерного рынка, именно такой способ распространения ПО стал общепринятым. Ричарду, который к тому моменту уже был опытным программистом, эта ситуация не нравилась. В 1983 году он основал проект GNU, в рамках которого предполагалось создать полноценную свободную операционную систему – аналог Unix.